Выставка-концерт "Свобода выбора"

25 декабря, на следующий день после митинга на проспекте Сахарова, на Фабрике открылась выставка-концерт «Свобода выбора» в поддержку политзаключенных. В выставке приняли участие: группа ПГ, Дмитрий Булныгин, группа Бабушка после похорон, Паша 183, Иван Бражкин, группа Цветафор, группировка ЗИП, Владимир Колесников, Юлия Страусова, Софья Гаврилова, Михаил Максимов, , Art_buzz, Никола Овчинников, Аркадий Насонов, группа АВС, Алексей Йорш и Таня Кузнецова, Виктория Ломаско, группа Бомбилы, Влад Чиженков, Наталья Гращенкова, Яна Сметанина, Татьяна Сушенкова, Денис Мустафин, Лусинэ Джанян, Герасим Кузнецов, группа МишМаш, Панда-Театр, Ольга Хабарова, группа Pussy Riot, группа ЕлиКука, группа Киберсекта, группа Четвертая Высота, Светлана Шуваева, Александра Галкина, Вадим Калиненко, Алексей Кнедляковский, Алекс Крылов, Александр Гореликов.
Концерт организовал Василий Шумов, выставку курировала Таня Волкова.
Вот несколько работ с выставки:

Алексей Иорш и Таня Кузнецова
Вязанные «Мохнаткин» и «Скиф»

Света Шуваева

Саша Галкина

Владимир Колесников

Дмитрий Медведев (подборку его работ подготовила группа «ЗИП»)

Кибесекта

Подборка моих работ

«Братский привет из Чили, Боливии и Аргентины в поддержку российских политзаключенных».
Эта часть выставки была подготовлена мной и Анной Воронковой. Аня — переводчик, а также один из основных организаторов фестивалей комиксов «Респект» и «КомМиссия». Сейчас она находится в Аргентине и помогает налаживать связи между русскими и латиноамериканскими художниками, работающими с политическими темами.

Художники из Чили, Боливии и Аргентины прислали свои работы на русскую выставку, а также ответили на вопросы нашей анкеты о развитии протестного искусства в их странах.



  • Боливия
Марко Токсико (Marco Toxico) – художник-комиксист, иллюстратор, независимый издатель. Активно сотрудничает с иллюстраторами и комиксистами других стран Латинской Америки. Организует акции в поддержку политзаключенных художников и журналистов. Его работы участвовали в III Международном фестивале плакатного искусства в Боливии, печатались в комикс-сборниках в Бельгии, Франции, Испании, Аргентине, Перу, Венесуэле.


БУДУЩЕЕ вы убиваете безразличием
Не дадим прогрессу оставлять после себя нищету


Мы исчезаем за правду.
Боливия.
Там, где пули принимают за ордена.


Леса с деревьями или дороги с асфальтом?
ТЫ РЕШАЕШЬ
Не дай вырубить индейские леса


Протестное искусство Боливии. Рассказывает художник Марко Токсико.


1. Политическая ситуация в стране

На сегодняшний день большинство боливийцев разочарованы в президенте Эво Моралисе, лидере левого крыла. За последние годы он принял много непопулярных в народе решений. В частности – это массовые аресты индейского населения, выступающего с протестом против вырубки леса и строительства фабрик на территории их земли (отданной им в 1965г.) Моралис, который в свое время выступал против военной диктатуры, теперь превращает государство в тоталитарное.

2. Формы политического искусства

В Боливии искусство – это что-то несущественное: народ его не видит и не понимает. Большинство тех, кто занимается «искусством», принадлежат к политической и экономической элите. Художники предпочитают работать в традиционных жанрах портрета, пейзажа и натюрморта: именно такие работы выставляются в галереях, потому что лучше всего продаются.
У нас практически нет таких форм искусства как флешмобы и акции. Интернет продолжает быть роскошью, доступной не всем, поэтому информацию о флешмобах и акциях или отчеты с них невозможно массово распространять. Тем не менее, часть художников продвигает свое искусство через интернет, среди них и я. Мои работы и посты находят своего зрителя через блог и фейсбук.
Граффити и трафареты – искусство районных группировок и молодежи, связанное в основном с культурой хип-хоп. Другой стрит-арт обычно делают художники, которые почти никогда не видят своего зрителя, их работы носят личный характер и редко касаются политики или социальных тем.

3. Уличные выставки

Уличные выставки распространены. Но так как большинство современных художников сконцентрированы на себе, их искусство недоступно для понимания простого народа. Полиция в этом искусстве тоже ничего не смыслит, тем не менее, несколько раз уничтожала работы на уличных выставках.

4. Преследования художников-активистов

Никогда не чувствовал этого на себе. Пару лет назад существовало сильное движение «раскольников» с довольно расистскими идеями, их поддерживали правые. «Раскольники» внушали страх, но это исходило не от властей.

5. Взаимодействие с художественными институциями, фондами

Негосударственные организации и фонды, как правило, поддерживают искусство на экологические темы (защита природы, климатические изменения и т.д.), но не поддерживают протестное искусство. Дело в том, что в Боливии политические взгляды довольно радикальны и примитивны: или ты с властью или против. То есть, если некая организация поддерживает протестное искусство, ее сразу объявляют ультраправой и приписывают цель — свержение режима. Партия Эво Моралиса, разумеется, «левая».

6. Объединения художников-активистов

Есть несколько таких объединений, но в основном все они работают подпольно. Чаще всего эти художники связаны с анархистами и панк-музыкой, обмениваются материалом в фензинах. Но их очень мало.

7. Взаимодействие художников-активистов молодого и старшего поколений

В Боливии было целое поколение художников социального искусства. Это молодежь 70-х, они принимали активное участие в борьбе против латиноамериканской военной диктатуры и были вдохновлены идеями советской революции. И сейчас в их работах много политических, социальных тем, но сама идея «социализма» вышла из моды.
Молодые художники предпочитают заниматься тем самым личным, абстрактным искусством. Между этими двумя поколениями существует большой разрыв: старики критикуют молодежь за отсутствие идей и дискурса, а молодежь критикует старшее поколение за то, что их дискурс и идеи устарели.

8. Пластика современного политического искусства

Есть группа художников-муралистов APACHETA, они во многом следуют стилю Ороско, Сикейроса и Риверы. К сожалению, они настолько сильно копируют их работы, что теряют собственный стиль, кажется, их произведения пришли из 30-х годов, хотя сделаны на современные темы.

9. Протестное искусство в разных странах Латинской Америки

К сожалению, Боливия во многом довольно отсталая страна, и к тому же очень бедная. Для большинства главная задача – выжить на те гроши, которые зарабатывают. Поэтому искусство – это последнее, о чем заботится любая власть. У большинства художников просто нет возможности показать свои работы, как это делают в Бразилии и Аргентине.


  • Чили
Ассоциация независимых иллюстраторов журнала «Красная Мумия» («La Momia Roja»)
lamomia-roja.blogspot.com


Фиестофоро (Fiestoforo) — по профессии переводчик, стал иллюстратором из любви к искусству. Рисовать начал пять лет назад, для себя, но постепенно это стало частью его жизни и работой. Сейчас сотрудничает с разными изданиями, например, с «Красной Мумией», занимается политической карикатурой. Старается в рисунке отразить все, что происходит сейчас в Чили и во всем мире.


«Хелло, Мусор!»
Нежный образ «Хелло, Кити» и брутальный - чилийской полиции («pacos») в одном флаконе символизируют жестокое обращение полиции с индейскими детьми племени мапуче и протестующими студентами.


«Молись своему богу»
Плакат сделан против строительства гидроэлектростанции. Проект вызвал массовые акции протеста народа — 61% населения выступили против строительства, из-за которого пострадают национальные парки и шесть исчезающих индейских деревень.


Мартин Варп (Martin WARP) – художник, занимается графикой и граффити. Пытается воплотить в своих работах дух протеста.
Граффити, фото которых представлены на выставке «Свобода выбора», были сделаны в течение 2011 года, как реакция недовольства народа на образовательные и экономические реформы (например, введение платного образования).







Чикома (Chicoma) – художник-самоучка, начал заниматься графикой и фото-коллажами два года назад. Один из самых популярных художников журнала «Красная Мумия». В своих работах критикует не только «правых» и правящие слои, но и любит поддеть «левые» движения — такое чувство юмора часто создает ему проблемы. Рисует для многих альтернативных и «контр-информативных» изданий. Пишет стихи и печатается в университетском журнале «Сантьяго де Чиле».





Кристиано (Christiano) – художник-комиксист, активно участвует в политической жизни Чиле, ведет издательский проект “Wirin Editor” (“wirin”- “рисовать” на языке индейцев мапуче), внутри которого существует журнал и блог “Красная Мумия”. Параллельно издает комикс-журнал о чилийском роке “La Ronkanblus”, его комиксы публикуются в газетах в Чиле и за рубежом. Преподает в двух школах илюстрации в столице Чиле Сантьяго.


«Новый «левый» стриптиз»


«Легионеры Христа»
«Легион Христа» — ультраконсервативное католическое братство, основанное в Мексике в 1941, и распространившееся по всей Латинской Америке. Обвиняются в педофилии и коррупции.


«Пакомапа»
Продается страна. В хорошем состоянии (режим полицейский)
«Пако» — полицейский. «Мапа» — карта. Ружье полицейского имеет форму Чили на карте.


Протестное искусство Чили. Рассказывает художник Кристиано.


1. Политическая ситуация в стране

Одна из основных задач — отстоять бесплатное образование. Пиночет хотел нажиться на этом, но студенты протестовали. Нынешний президент тоже попытался отменить бесплатное образование, что вызвало сильную волну протеста студентов в 2010-2011.
Так же общество критикует власть за тенденцию приспосабливаться, не меняя ничего к лучшему.

2. Формы политического искусства

Формы художественного протеста в Чили очень разнообразны: графика на бумаге, в сети, коллективные перформансы: например, танцы под Thriller против реформы образования, переодевания, пародии на ТВ-сериалы.
Далеко не всем художникам интересны социальные или политические темы. Тем не менее, в Чили есть традиция сатирической графики в журналах, есть издания, которые публикуют протестное искусство, интернет тоже занимает важное место. Галерей, которые бы выставляли протестное искусство, почти нет, но понемногу появляются. Становится больше выставок, организованных независимыми издательствами. Существует движение «захвата» школ — это когда одна школа или факультет университета протестует против несправедливых реформ, а другие школы тоже присоединяются. Их как бы «захватывают» школьники: остаются ночевать в здании, протестуют, уроки не ведутся. Многие учителя присоединяются к протестам и помогают.
В захваченных школах даются бесплатные мастер-классы по рисованию.

3. Уличные выставки

Уличные выставки проходят часто. При этом народ, как правило, поддерживает уличные выставки протестного искусства и получает от них удовольствие. Полиция, как всегда, мешает проведению.


4. Преследования художников-активистов
.
Полиция задерживает тех, кто выступает с акциями на улице, что касается шуток над политиками в графическом жанре – последние годы преследований не наблюдалось (во время диктатуры Пиночета (1970-е-1980-е) расправы были). Видимо, сегодняшняя полиция не понимает такого вида искусства и не научилась пока расшифровывать смысл.


5. Взаимодействие с художественными институциями, фондами, объединения художников-активистов

Протестные акции и выставки не поддерживают никакие организации, все организуется по инициативе самих художников. В Чили много объединений художников-активистов.

6. Взаимодействие художников-активистов молодого и старшего поколений

У нас довольно сильная традиция протестного искусства, поэтому среди художников активистов попадаются люди от двадцати до шестидесяти лет (те, кто пережил диктатуру).

7. Пластика современного политического искусства

Традиция чилийского плаката, латиноамериканской политической карикатуры, муралии, рок, граффити – все интегрируется в современное искусство протеста.

8. Протестное искусство в разных странах Латинской Америки

Чилийское протестное искусство схоже с искусством других стран Латинской Америки. Есть, конечно, и различия. Так, на кубинский плакат во многом повлиял советский плакат. На чилийский плакат его влияние было не настолько сильным. Что-то заимствовано из мексиканской графики. Всё впитывается и перерабатывается в собственные формы.


  • Аргентина

Макс Вадала (Буэнос Айрес) – художник-самоучка, который «не дал себя испортить ни преподам из академии художеств, ни издательствам». Воображение вело его своей дорогой. На пути ему встречались такие же «маргиналы, вандалы, зовите как хотите», создающие свои «художественные школы» фанзинов, обложек для CD панк-музыки, комиксы, граффити. На выставке «Свобода выбора» представлены часть плакатов и флаеров из книги «Панк-рок, анархия и чернила».


Что разрушает культуру? - Диктатура!
(дословно: Чем разрушить культуру? Пытками!)



«Плаза майор»
Я шел по площади, там, где это случилось...
огни и сирены, флаги, фургоны ОМОНа.
Сегодня на площади!
Шашки и дубинки на площади,
От них не убежать, найдут тебя дома!

А теперь, где ваша чертова демократия?


Не понимаешь? Твои капризы, твои декреты убивают народ голодом, а ты говоришь: «Все изменилось! Теперь мы страна первого мира!»

Протестное искусство Аргентины. Рассказывают издатель Алекс Шмит и художник-активист Эрнан Сириани.

1. Политическая ситуация в стране

Чтобы говорить о протестном искусстве в Аргентине, надо учитывать некоторые исторические факты: в Аргентине тема военной диктатуры 1968-1982 еще актуальна (30 000 убитых и пропавших без вести), за нее государство до сих пор расплачивается перед народом.
В 2001 году полиция, используя вместо холостых патронов настоящие пули, расстреляла 30 участников пикета. После этого сменился президент, к власти пришел Нестор Кишнер, затем его супруга, Кристина, нынешняя президент Аргентины.
Они провели ряд реформ в поддержку народа, а также узаконили акции протеста (на проведение акции не надо просить разрешения) и ограничили действия полиции (из оружия остались только дубинки).
Сейчас меньше протестов со стороны студентов, пенсионеров, безработных. Темами для политического искусства становятся права ЛГБТ и антифашизм. Художники также часто обращаются к теме полицейского произвола (19-20 декабря 2001).


2. Формы политического искусства

Формы разнообразны: акции, флешмобы, перформансы, видео-арт, стрит-арт, политическая графика, граффити, а также театр и концерты.
Есть «маргинальные» культурные проекты, типа «Todo Piola» (журнал, издаваемый бывшим малолетним заключенным, поэтом) — это сборник произведений бывших и настоящих заключенных. Много маргинальной культуры с концертами и презентациями.
В «Театре Самоопределения» рассказывают истории детей, чьих родителей убили во время диктатуры, и которые только несколько лет назад узнали свои настоящие имена, и кто были их родители (военные убивали родителей, часто социалистов, а буржуа усыновляли детей под предлогом «Мы их воспитаем по-своему»).
«Дети Площади мая». Дети, родителей которых убили во время диктатуры (1976-1982), организуют акции «скратч». Приходят в дом убийцы, устраивают протест, концерт, вешают плакаты, и весь район знает, что здесь живет убийца, который совершил преступление 30 лет назад.

3. Уличные выставки

Уличных протестных выставок и концертов очень много. Полиция не мешает, так как это право народа — протестовать. Сейчас, правда, рассматривается закон о противодействии терроризму, где под терроризмом понимаются массовые акции протеста. Но говорят, он не будет принят.


4. Преследования художников-активистов

Государство часто выступает на стороне искусства. Например, в 2006-2007 году известный художник 1970-х Леон Феррари выставил в центре современного искусства «Реколета» работы, оскорбившие церковь, националистов и «правых». Одна из них – американский самолет, на котором распят Христос. Эта выставка вызвала бурный протест со стороны церкви и «правых», ее просили закрыть. Однако правительство выступило в защиту художника, так как Аргентина светская страна.

5. Взаимодействие с художественными институциями, фондами

В Аргентине есть галереи поддерживающие протестное искусство. Например, галерея «Голливуд в Камбодже» выставляет стрит-арт, граффити. Испанский культурный центр также отдал часть своего пространства граффитистам.


6. Объединения художников-активистов

У нас есть много объединений художников-активистов: они сотрудничают с профсоюзами безработных, выступают с поддержкой их акций. Также поддерживают акциями протеста на улицах заключенных, которые требуют права на получение образования в тюрьме.
Многие арт-группы проводят бесплатные мастер-классы по изготовлению агитации для митингов: учат рисовать плакаты, использовать трафаретную печать и шелкографию, наносить агитационный рисунок на одежду. Еще в 2001 году художники-активисты вместе с народом, захватившим текстильную фабрику «Брукман», изготовили сотни футболок, растяжек и флагов для митингов.

7. Взаимодействие художников-активистов молодого и старшего поколений

В основном это студенты, причем с факультетов философии и литературы, социологии. И, конечно, графики, музыканты. А также старшее поколение – это люди около пятидесяти лет. Надо сказать, что в Аргентине есть активисты практически всех возрастов.
Здесь часто могут задать вопрос: «Vos militás?», который невозможно дословно перевести на русский. «А ты борешься?» - в значении «ты выступаешь с акциями протеста против несправедливости?»
8. Пластика современного политического искусства

Очень сильны традиции мексиканских муралий. Так, в Буэнос-Айрес привезена выкупленная у Мексики муралия Диего Ривера. Также сильны традиции протестного искусства поколения времен диктатуры: Леон Феррари, Диего Карпани ,Хорхе де ла Вега.

9. Протестное искусство в разных странах Латинской Америки

Аргентина — смесь культур, народ очень хорошо информирован о том, что происходит в мире. Даже таксисты, узнав, что человек из России, реагируют: «А, Тарковский и Сокуров? Знаю, знаю». У нас огромное количество независимых театров, художественных групп. И абсолютная свобода печати во всех изданиях.