Протестная активность ульяновцев в 2011 году началась в связи с трагическим инцидентом на новом мосту через Волгу. 22 января судья подмосковного Щелковского суда Валерий Сас на своем джипе «Тойота» выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «Ладой» 12 модели. Погибло двое молодых людей, одна женщина тяжело пострадала. По словам сотрудников ГИБДД, от Саса исходил запах алкоголя, но от освидетельствования тот отказался, ссылаясь на судейский иммунитет. В феврале гражданские активисты и родственники погибших в аварии провели два пикета. Уже тогда в эмоциональной речи Назири Яхусниевой, сестры потерпевшей, прозвучали политические нотки:
Назиря Яхусниева: Куда бы ни ходили, говорят, он неприкосновенен, сделать ему ничего нельзя. Что это за страна? За что мы голосуем тогда?
Сергей Гогин: Благодаря протестам и выступлениям прессы дело замять не удалось. Квалификационная коллегия судей Московской области дала согласие на привлечение судьи Саса к уголовной ответственности. Расследование дела завершается и скоро оно будет передано в суд.
В апреле ульяновская мэрия и городская дума объявили о планах демонтировать трамвайную ветку в центре Ульяновска. Трамвай, якобы, создает пробки на узких улицах. Решение было принято без совета с горожанами. Люди возмутились, ведь трамвайные маршруты, идущие через центр, доставляют ульяновцев к трем университетам, двум больницам, десятку школ, центральному стадиону, главным музеям и концертным залам. Тут же заговорили, что мэрия лоббируют интересы холдинга «АМС-Групп», который недавно запустил завод по производству китайских автобусов. Именно их и намеревались закупить взамен трамваев. На пикет в поддержку трамвая вышло около 300 человек, среди них - кондуктор трамвайного депо Анатолий Кузьмичев:
Анатолий Кузьмичев: Вместо того, чтобы закупать китайские автобусы, которые то и дело будут ломаться, и загазовывать воздух, и маршруток, которые ходят на газе и в случае столкновения могут взорваться, надо покупать экологически чистые новые трамваи.
Сергей Гогин: Вскоре после пикета и активной реакции Интернет-сообщества мэрия отказалась от своих планов. Затем Ульяновск вместе с остальной Россией вступил в предвыборный цикл. Не считая губернатора области Сергея Морозова, региональные праймериз Общероссийского народного фронта выиграли люди, указанные руководством «Единой России» и не имеющие отношения к области, в частности, известный хоккеист Владислав Третьяк. Ульяновский журналист и блогер Сергей Красильников, участник этих праймериз, обвинил их организаторов в фальсификациях. Он объявил голодовку и устроил одиночный пикет около общественной приемной Владимира Путина.
Сергей Красильников: Я добился двух вещей: вынужденно, но местная партийная верхушка таки признала, что праймериз прошли не совсем чисто, и об этом узнала общественность. Им не удалось блокировать эту информацию. Нарисованные результаты праймериз уже являются дискредитацией Народного фронта как электорального инструмента. И при этом Морозов тащит «паровозом» в Государственную Думу этих достаточно богатых людей. Придется также «ломать» избирателей Ульяновской области, то есть заниматься фальсификацией в масштабах региона?
Сергей Гогин: В конце сентября около десятка родственников подследственных и осужденных разбили палаточный городок в центре Ульяновска и объявили голодовку. Они протестовали против незаконного преследования и фальсификации уголовных дел, требовали независимой комиссии для проверки работы следственного комитета, прокуратуры и судов Ульяновской области. Организатор акции Марина Савина сказала тогда в интервью «Радио Свобода»:
Марина Савина: Это один из способов добиться справедливости. У нас были митинги на протяжении нескольких месяцев. Никто из администрации не подошел к нам, не спросил – кто вы, что вы? Мы защищаем свои права, права наших близких и хотим только, чтобы честно расследовали, а не фальсифицировали. Получается, что суды – самые большие наши враги.
Сергей Гогин: Голодовка была прекращена через пять дней из-за холода, сырой погоды и ухудшения здоровья участников. Ни одно из требований выполнено не было. Далее по хронологии – выборы в Госдуму. В области «Единая Россия» набрала 43 процента голосов, а самом Ульяновске - менее 30 процентов. Через два дня после выборов мэр города Александр Пинков подал об отставку, самоуверенно заявив, что выполнил свою миссию на посту главы города и переходит на работу в правительство региона. Как считают местные наблюдатели, Пинковым пожертвовали как пешкой из-за провального результата партии власти в областном центре. А рядом, в Карсунском районе области, «Единая Россия» показала результат в 83 процента при явке свыше 90 процентов. 10 декабря около тысячи ульяновцев собрались на площади Ленина на акцию за честные выборы. Несмотря на то, что накануне ее организаторов задержала полиция, это была самая многолюдная акция за последние годы. Собравшиеся скандировали: «Россия без Путина», «Фальшивые выборы – фальшивая власть», «Нет краже голосов». Молодой человек по имени Виктор говорит, почему он пришел на площадь:
Виктор Чубунин: Потому что мы не согласны с результатами выборов, и с действующей властью, с тем, что происходит в нашей стране. Потому что государство в милицейское, коррупционное, продажное превратилось, и поэтому мы здесь, чтобы выразить нашу ноту протеста
Сергей Гогин: Разрешенный митинг 24 декабря собрал уже меньше людей, но получился вполне боевитым. Каждый, кто хотел, высказался. Собравшиеся согласились, что свободная Россия – это Россия без Путина, и потребовали отмены фальсифицированных выборов. Гражданский активист, который представился как Евгений, говорит, что его не убеждает план по реформе политической системы, предложенный Дмитрием Медведевым:
Евгений: Уступки, которые инициировал президент, не затронули основное требование митингующих: отмена результатов выборов там, где они были фальсифицированы. Это было нашим требованием 10 декабря, это требование остается неизменным.
Сергей Гогин: Евгений признает, что первую скрипку в протестном движении играет и будет играть Москва.
Евгений: Главное движение – в Москве. Мы ждем Москву. Собственно, это одна из целей нашего сегодняшнего выхода сюда: мы хотим поддержать москвичей, сказать, что они не одни, что регионы их поддерживают.
Сергей Гогин: Политический год в Ульяновске закончился под лозунгом:
Митинг скандирует лозунг: «Путин – лыжи – Магадан!».