Ирина Лагунина: В Вифлееме в пятницу вечером собрались сотни верующих, чтобы встретить Рождество в Храме Рождества Христова. Палестинские власти обязались обеспечивать порядок и безопасность так же, как они делали это во время торжеств Западного Рождества. Особые меры безопасности принимают в эти дни и израильские правоохранительные органы. В Египте, где Рождество празднуют местное православное сообщество – копты, ведущая исламистская партия «Братья мусульмане» направила на рождественскую службу второго человека в партийной иерархии, чтобы показать, что страна едина, несмотря на различные религиозные убеждения. В последнее время копты довольно часто подвергались нападениям. Сосуществование религий не всегда дается легко. Из Стамбула – Елена Солнцева.
Айше: Аллах –это боженька. Разница в том, как говорят. Турецкие люди говорят «Аллах» на боженьку .Я представляют, что « Аллах» - это мальчик, а боженька для меня это тетя. Они очень хорошие, живут на небе , преследуют, чтобы мы не делали ничего плохого, а если что-то очень плохое сделаем, то они в ответ тоже что -то плохое дают .По-турецки это называется «чарпылмак». Например, если маленький ребенок делает что то очень нехорошее, то боженька делает так, чтобы кто- то умер. В Турции церковь называется « джами», а по-русски церковь не знаю как называется..
Елена Солнцева: Говорит шестилетняя Айше, которую в Турции называют «мелесом», ребенком, рожденным в смешанном браке. Мусульманская религия не поощряет брак с иноверцами. Считается, что в турецкой семье ребенок автоматически принимает Ислам. Воспитанные в атеистической среде российские женщины довольно спокойно идут на этот шаг. Однако есть и такие, кто не может смириться с тем, что их дети не будут воспитаны в христианской вере. Не выдерживая психологического давления со стороны турецких родственников, требующих, чтобы ребенок принял Ислам, уезжают обратно на Родину. Годами пытаются получить развод, скрывают детей от бывших мужей, которые всеми способами пытаются вывезти их обратно в Турцию. «Бог дает человеку свободу выбора,- говорит священник православного подворья в Стамбуле отец Корнилий, -а мы, крестя или обрезая детей, лишаем их этой свободы» - продолжает он. Священник совершил паломничество на Афон, прихожане за глаза называют его «строгим батюшкой», втайне побаиваются за крутой нрав - Корнилий не пускает на службу прихожанок в брюках и с непокрытой головой. Спит тут же, в соседней комнате, на кровати с металлической сеткой, ходит по улицам в рясе, несмотря на косые взгляды турецких прохожих. По воскресеньям после службы для всех желающих устраивает воскресные чтения. В канун рождественских праздников в небольшую залу набивается много людей, вера не знает национальностей и различий. «Православное подворье» верующие шутя называют своим «Ватиканом». Здесь все напоминает о русской истории. Когда-то сюда приходили военнослужащие и семьи Белой армии, которые оставили Россию и начали жить заново. Семидесятилетняя Василиса Денисенко из семьи российских военных вспоминает, как в церкви праздновали Рождество.
Василиса Денисенко: Мы сюда переехали после маминой смерти из Карса, мой отец был русским военным. На Рождество очень многолюдно было. В семидесятые годы на лестницах стояли люди, до отказа, было три церкви, все они посещали, все были верующими людьми. Мы собирались, одевались нарядно, большой хор был из эмигрантов, на рождественские службы в трапезной чай устраивали . На Рождество хороший стол был: солонина была, индюшка, гусь, утка была. Бабушка колбасу делала свою, коптила, паштет из печенки делали, разговлялись, постились, столы не убирались - кто хотел, приходил, мы их угощали.
Елена Солнцева: В Турции, где большинство населения исповедует ислам, отношение к христианским праздникам до сих пор напоминает схватку двух враждующих сторон на поле боя. Ежегодно в канун рождества начинается кампания против Деда Мороза или Санта Клауса, которую проводят различного рода исламские фонды, тратя на это немалые средства. На улицах городов разбрасывают красочные открытки с изображением Деда мороза в образе толстого старого пьяницы с красным носом и сигаретой. Со страниц религиозных средств информации верующих призывают быть бдительными и вести разъяснительную работу среди соседей, которые, возможно, собираются отпраздновать главный религиозный христианский праздник. Доходит до смешного. Цитирую слова исламского интернет-сайта: «Мусульманам запрещено украшать елку, поедать индейку, сдавать в аренду здания продавцам спиртных напитков, посещать рождественские распродажи, дарить в канун рождества подарки детям, чтобы не прививать христианские традиции и не подавать дурной пример». Конец цитаты. А в этом году дошло до того, что Деда Мороза объявили вором, тайно проникающим в дом. Поведал об этом в своей проповеди имам небольшого провинциального городка Кузан на востоке Турции. Он объявил Санта Клауса «подозрительным» персонажем, потому что тот проникает в дома через каминную трубу, а не через двери. «В Коране написано, - заявил имам, что верующие должны входить в дом именно через дверь. Если бы он был честным человеком, то входил бы через дверь, как это принятой у всех честных мусульман». Художник популярного карикатурного журнала Мерт Каан на эту тему нарисовал не один десяток рисунков.
Мерт Каан: Каждый год перед наступлением новогодних праздников и Рождества слишком религиозно настроенные мусульмане предлагают отказаться от этой замечательной христианской традиции. В качестве альтернативы предлагают создать своего Деда мороза из муфтия мечети или на худой конец взять за основу бородатого Насреддина Ходжу, который по традиции носит чалму, длинную бороду и ездит на ишаке. Однако Дед Мороз, или, как называют его в Турции, Ноэль Баба, скорее, символ светского государства. Поэтому в нашем журнале и появляются карикатурные рисунки.
Елена Солнцева: Урок религии в стамбульской школе начинается с исламской молитвы. Урок посвящен изучению мировых религиозных культур, однако на деле восемьдесят процентов учебного времени посвящено изучению истории Корана. Учебники были написаны в шестидесятых годах, потом их дважды дополняли. Авторы пишут, что христиане как «предатели по экономическим причинам эмигрировали из Турции на Запад, где они стали инструментом политических и религиозных интересов» европейских стран. Есть и более экстремистские заявления. Например, христианских миссионеров называют тайными шпионами Ватикана и Папы Римского. Оксана Кылыч из Саратова, у которой в стамбульской школе учится дочь, говорит о том, что в учебнике истории религии для шестого класса, по которому учится ее дочь, написано, что правоверные мусульмане должны молится пять раз в день, иначе их постигнет несчастье. А их семья не религиозная, она сама не ходит в церковь, муж не посещает мечеть. Ребенок напуган, потому что не может самостоятельно оценить, кто прав. Продолжает ее десятилетняя дочь Мерьям.
Мерьям: У меня мама русская, а папа турок, мусульманин. На уроке наш учитель сказал, что все мусульмане попадут в рай, а все представители других религий попадут в ад. Это означает, что наказанию подвергнутся моя бабушка, моя мама и все родственники из России. Но я в это не верю, потому что это все неправда. В прошлом году родители хотели меня освободить от уроков религии, потому что в Турции есть такой закон, однако, потом у меня начались проблемы. Учительница стала обвинять меня в том, что я не делаю уроки, не читаю книги.
Елена Солнцева: «Если мы будем говорить, что мусульмане спасутся, а остальные будут гореть в аду, тогда примирения не будет, - продолжает Айше Хатун, мать двоих детей школьного возраста. Семья Хатун - православные арабы, переехавшие в Стамбул из города Хатай, на границе с Сирией. Хатай с населением более двадцати тысяч человек - один из древних центров поселения ближневосточных христиан. Однако в соседних городах, расположенных всего в трех часах езды от Хатая, перекусить в ресторане во время Рамадана практически невозможно. Не говоря уже о том, чтобы отпраздновать Рождество и другие христианские праздники. Вот, например, праздник Крещения в Турции традиционно проходит под усиленным надзором полиции. В Стамбуле православные верующие отправляются на берег Босфора. Самые смелые ныряют в ледяную воду, чтобы поймать брошенный Патриархом Святой Крест. Это вызывает недовольство у местных турок. Жительница Стамбула Ирина Алтай говорит, что праздник обычно заканчивается митингами протеста.
Ирина Алтай: Когда здесь было Крещение, в прошлом году очень многие мусульмане вышли на улицы, устроили забастовку, начали говорить, что нельзя здесь праздновать, не нужны нам кресты, здесь мусульманская страна, исламская вера. Нельзя, конечно, обижаться на этих людей, это невежество, «джахинлик»
Елена Солнцева: Несколько лет назад в Европейский суд по правам человека обратилась турецкая семья с жалобой на действия школьной администрации, которая заставляла их дочь обучиться основам исламской религии, хотя вся семья была против. Отец девочки сначала обратился в турецкий суд, но получил отказ. Прошло десять лет, пока турецкие судьи поменяли свое мнение. Это произошло под давлением Европейского суда по правам человека, который потребовал «уважать права родителей давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными убеждениями».
После этого турецкие власти решили, что посещение занятий по религии в турецких школах будет носить факультативный характер. Однако споры о законности обязательного религиозного обучения ведутся до сих пор. Мустафа Кулчык, преподаватель религиозной культуры и этики
Мустафа Кулчык: Во многих школах уроки религии становятся обязательными помимо воли родителей. Преподаватели этой дисциплины обучаются на богословских факультетах. Можно внести сколько угодно изменений в школьную программу, но факт остается фактом: большинство из них являются консервативными мусульманами, считающими себя скорее проповедниками, чем учителями. Представители министерства образования, которые курируют их, происходят из тех же религиозных кругов. Ни один священнослужитель, даже самый честный человек, не может быть объективным. В его представлении именно его конфессия самая правильная. Только плюрализм в обучении может позволить ученикам сформировать критическое мышление в вопросах религии. Если этого нет, школьники вырастут нетерпимыми по отношению к чужой вере.
Елена Солнцева: Не так давно сотрудники стамбульского университета провели исследование среди молодежи с целью определить уровень радикальных и экстремистских взглядов. Были опрошены более полутора тысяч человек из разных городов Турции в возрасте от семнадцати до двадцати пяти лет. Более шестидесяти процентов из них не хотели бы видеть своими соседями евреев и более пятидесяти двух процентов - христиан. Как преодолеть атмосферу вражды? Ведь ребенку очень тяжело объяснить, почему христиане пьют вино, а мусульмане считают это грехом, куда нужно ходить - в церковь или в мечеть и на каком языке молиться? Сорокалетняя Татьяна из Киева предлагает свой рецепт, но не считает, что он - единственно правильный. Татьяна переехала в Турцию около десяти лет назад. Вышла замуж, приняла ислам. Ее дочери от первого брака на тот момент было около семи лет. Приемный турецкий отец выучил Лиду основам Корана, а она по ночам читала « Отче наш».
Татьяна: Лида с малых лет молилась. Мой папа научил ее читать «Отче наш», я не смогла научить, а дедушка научил. Каждую ночь она читала перед сном. Я приняла мусульманство, но ни в коем случае не навязываю мои взгляды и идеи ребенку. Я могу молиться на арабском и на русском. Когда я сказала, что зря принимала мусульманство, ведь бог один для всех народов, моя дочь согласилась со мной, что есть какая- то высшая сила, и она как бы над всеми людьми. Она и мусульманка, и христианка в одном лице.
Айше: Аллах –это боженька. Разница в том, как говорят. Турецкие люди говорят «Аллах» на боженьку .Я представляют, что « Аллах» - это мальчик, а боженька для меня это тетя. Они очень хорошие, живут на небе , преследуют, чтобы мы не делали ничего плохого, а если что-то очень плохое сделаем, то они в ответ тоже что -то плохое дают .По-турецки это называется «чарпылмак». Например, если маленький ребенок делает что то очень нехорошее, то боженька делает так, чтобы кто- то умер. В Турции церковь называется « джами», а по-русски церковь не знаю как называется..
Елена Солнцева: Говорит шестилетняя Айше, которую в Турции называют «мелесом», ребенком, рожденным в смешанном браке. Мусульманская религия не поощряет брак с иноверцами. Считается, что в турецкой семье ребенок автоматически принимает Ислам. Воспитанные в атеистической среде российские женщины довольно спокойно идут на этот шаг. Однако есть и такие, кто не может смириться с тем, что их дети не будут воспитаны в христианской вере. Не выдерживая психологического давления со стороны турецких родственников, требующих, чтобы ребенок принял Ислам, уезжают обратно на Родину. Годами пытаются получить развод, скрывают детей от бывших мужей, которые всеми способами пытаются вывезти их обратно в Турцию. «Бог дает человеку свободу выбора,- говорит священник православного подворья в Стамбуле отец Корнилий, -а мы, крестя или обрезая детей, лишаем их этой свободы» - продолжает он. Священник совершил паломничество на Афон, прихожане за глаза называют его «строгим батюшкой», втайне побаиваются за крутой нрав - Корнилий не пускает на службу прихожанок в брюках и с непокрытой головой. Спит тут же, в соседней комнате, на кровати с металлической сеткой, ходит по улицам в рясе, несмотря на косые взгляды турецких прохожих. По воскресеньям после службы для всех желающих устраивает воскресные чтения. В канун рождественских праздников в небольшую залу набивается много людей, вера не знает национальностей и различий. «Православное подворье» верующие шутя называют своим «Ватиканом». Здесь все напоминает о русской истории. Когда-то сюда приходили военнослужащие и семьи Белой армии, которые оставили Россию и начали жить заново. Семидесятилетняя Василиса Денисенко из семьи российских военных вспоминает, как в церкви праздновали Рождество.
Василиса Денисенко: Мы сюда переехали после маминой смерти из Карса, мой отец был русским военным. На Рождество очень многолюдно было. В семидесятые годы на лестницах стояли люди, до отказа, было три церкви, все они посещали, все были верующими людьми. Мы собирались, одевались нарядно, большой хор был из эмигрантов, на рождественские службы в трапезной чай устраивали . На Рождество хороший стол был: солонина была, индюшка, гусь, утка была. Бабушка колбасу делала свою, коптила, паштет из печенки делали, разговлялись, постились, столы не убирались - кто хотел, приходил, мы их угощали.
Елена Солнцева: В Турции, где большинство населения исповедует ислам, отношение к христианским праздникам до сих пор напоминает схватку двух враждующих сторон на поле боя. Ежегодно в канун рождества начинается кампания против Деда Мороза или Санта Клауса, которую проводят различного рода исламские фонды, тратя на это немалые средства. На улицах городов разбрасывают красочные открытки с изображением Деда мороза в образе толстого старого пьяницы с красным носом и сигаретой. Со страниц религиозных средств информации верующих призывают быть бдительными и вести разъяснительную работу среди соседей, которые, возможно, собираются отпраздновать главный религиозный христианский праздник. Доходит до смешного. Цитирую слова исламского интернет-сайта: «Мусульманам запрещено украшать елку, поедать индейку, сдавать в аренду здания продавцам спиртных напитков, посещать рождественские распродажи, дарить в канун рождества подарки детям, чтобы не прививать христианские традиции и не подавать дурной пример». Конец цитаты. А в этом году дошло до того, что Деда Мороза объявили вором, тайно проникающим в дом. Поведал об этом в своей проповеди имам небольшого провинциального городка Кузан на востоке Турции. Он объявил Санта Клауса «подозрительным» персонажем, потому что тот проникает в дома через каминную трубу, а не через двери. «В Коране написано, - заявил имам, что верующие должны входить в дом именно через дверь. Если бы он был честным человеком, то входил бы через дверь, как это принятой у всех честных мусульман». Художник популярного карикатурного журнала Мерт Каан на эту тему нарисовал не один десяток рисунков.
Мерт Каан: Каждый год перед наступлением новогодних праздников и Рождества слишком религиозно настроенные мусульмане предлагают отказаться от этой замечательной христианской традиции. В качестве альтернативы предлагают создать своего Деда мороза из муфтия мечети или на худой конец взять за основу бородатого Насреддина Ходжу, который по традиции носит чалму, длинную бороду и ездит на ишаке. Однако Дед Мороз, или, как называют его в Турции, Ноэль Баба, скорее, символ светского государства. Поэтому в нашем журнале и появляются карикатурные рисунки.
Елена Солнцева: Урок религии в стамбульской школе начинается с исламской молитвы. Урок посвящен изучению мировых религиозных культур, однако на деле восемьдесят процентов учебного времени посвящено изучению истории Корана. Учебники были написаны в шестидесятых годах, потом их дважды дополняли. Авторы пишут, что христиане как «предатели по экономическим причинам эмигрировали из Турции на Запад, где они стали инструментом политических и религиозных интересов» европейских стран. Есть и более экстремистские заявления. Например, христианских миссионеров называют тайными шпионами Ватикана и Папы Римского. Оксана Кылыч из Саратова, у которой в стамбульской школе учится дочь, говорит о том, что в учебнике истории религии для шестого класса, по которому учится ее дочь, написано, что правоверные мусульмане должны молится пять раз в день, иначе их постигнет несчастье. А их семья не религиозная, она сама не ходит в церковь, муж не посещает мечеть. Ребенок напуган, потому что не может самостоятельно оценить, кто прав. Продолжает ее десятилетняя дочь Мерьям.
Мерьям: У меня мама русская, а папа турок, мусульманин. На уроке наш учитель сказал, что все мусульмане попадут в рай, а все представители других религий попадут в ад. Это означает, что наказанию подвергнутся моя бабушка, моя мама и все родственники из России. Но я в это не верю, потому что это все неправда. В прошлом году родители хотели меня освободить от уроков религии, потому что в Турции есть такой закон, однако, потом у меня начались проблемы. Учительница стала обвинять меня в том, что я не делаю уроки, не читаю книги.
Елена Солнцева: «Если мы будем говорить, что мусульмане спасутся, а остальные будут гореть в аду, тогда примирения не будет, - продолжает Айше Хатун, мать двоих детей школьного возраста. Семья Хатун - православные арабы, переехавшие в Стамбул из города Хатай, на границе с Сирией. Хатай с населением более двадцати тысяч человек - один из древних центров поселения ближневосточных христиан. Однако в соседних городах, расположенных всего в трех часах езды от Хатая, перекусить в ресторане во время Рамадана практически невозможно. Не говоря уже о том, чтобы отпраздновать Рождество и другие христианские праздники. Вот, например, праздник Крещения в Турции традиционно проходит под усиленным надзором полиции. В Стамбуле православные верующие отправляются на берег Босфора. Самые смелые ныряют в ледяную воду, чтобы поймать брошенный Патриархом Святой Крест. Это вызывает недовольство у местных турок. Жительница Стамбула Ирина Алтай говорит, что праздник обычно заканчивается митингами протеста.
Ирина Алтай: Когда здесь было Крещение, в прошлом году очень многие мусульмане вышли на улицы, устроили забастовку, начали говорить, что нельзя здесь праздновать, не нужны нам кресты, здесь мусульманская страна, исламская вера. Нельзя, конечно, обижаться на этих людей, это невежество, «джахинлик»
Елена Солнцева: Несколько лет назад в Европейский суд по правам человека обратилась турецкая семья с жалобой на действия школьной администрации, которая заставляла их дочь обучиться основам исламской религии, хотя вся семья была против. Отец девочки сначала обратился в турецкий суд, но получил отказ. Прошло десять лет, пока турецкие судьи поменяли свое мнение. Это произошло под давлением Европейского суда по правам человека, который потребовал «уважать права родителей давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными убеждениями».
После этого турецкие власти решили, что посещение занятий по религии в турецких школах будет носить факультативный характер. Однако споры о законности обязательного религиозного обучения ведутся до сих пор. Мустафа Кулчык, преподаватель религиозной культуры и этики
Мустафа Кулчык: Во многих школах уроки религии становятся обязательными помимо воли родителей. Преподаватели этой дисциплины обучаются на богословских факультетах. Можно внести сколько угодно изменений в школьную программу, но факт остается фактом: большинство из них являются консервативными мусульманами, считающими себя скорее проповедниками, чем учителями. Представители министерства образования, которые курируют их, происходят из тех же религиозных кругов. Ни один священнослужитель, даже самый честный человек, не может быть объективным. В его представлении именно его конфессия самая правильная. Только плюрализм в обучении может позволить ученикам сформировать критическое мышление в вопросах религии. Если этого нет, школьники вырастут нетерпимыми по отношению к чужой вере.
Елена Солнцева: Не так давно сотрудники стамбульского университета провели исследование среди молодежи с целью определить уровень радикальных и экстремистских взглядов. Были опрошены более полутора тысяч человек из разных городов Турции в возрасте от семнадцати до двадцати пяти лет. Более шестидесяти процентов из них не хотели бы видеть своими соседями евреев и более пятидесяти двух процентов - христиан. Как преодолеть атмосферу вражды? Ведь ребенку очень тяжело объяснить, почему христиане пьют вино, а мусульмане считают это грехом, куда нужно ходить - в церковь или в мечеть и на каком языке молиться? Сорокалетняя Татьяна из Киева предлагает свой рецепт, но не считает, что он - единственно правильный. Татьяна переехала в Турцию около десяти лет назад. Вышла замуж, приняла ислам. Ее дочери от первого брака на тот момент было около семи лет. Приемный турецкий отец выучил Лиду основам Корана, а она по ночам читала « Отче наш».
Татьяна: Лида с малых лет молилась. Мой папа научил ее читать «Отче наш», я не смогла научить, а дедушка научил. Каждую ночь она читала перед сном. Я приняла мусульманство, но ни в коем случае не навязываю мои взгляды и идеи ребенку. Я могу молиться на арабском и на русском. Когда я сказала, что зря принимала мусульманство, ведь бог один для всех народов, моя дочь согласилась со мной, что есть какая- то высшая сила, и она как бы над всеми людьми. Она и мусульманка, и христианка в одном лице.