Пространство Давида Боровского

Давид Боровский, 2005 год.

Центральный театральный музей имени Бахрушина открыл в Афанасьевском переулке свой девятый филиал, посвященный памяти выдающегося театрального художника Давида Боровского.

Давид Боровский более тридцати лет работал в Театре на Таганке и был полноправным соавтором легендарных спектаклей Юрия Любимова, а также Георгия Товстоногова, Льва Додина, Олега Ефремова, Анатолия Эфроса. В 1975 году ему вручили Гран-при пражской Квадриеннале. В 1999 году коллеги по цеху сочли Давида Боровского самым влиятельным современным художником.

Новый филиал Бахрушинского музея называется "музей-мастерская". На вопрос Радио Свобода, существовал ли такой тип музея прежде или это - нечто, совершенно необычное, отвечает редактор журнала "Сцена" Алла Михайлова:

- У музея имени Бахрушина уже есть восемь филиалов, но это первый филиал, посвященный театральному художнику. В России таких вообще не было. Надо сказать большое спасибо директору Бахрушинского музея Дмитрию Родионову, который осуществил эту идею. Поблагодарить следует и артиста Леонида Ярмольника, который, в свое время, очень помог Давиду Львовичу Боровскому получить эту мастерскую в центре Москвы. И это настоящая победа справедливости: первый филиал памяти театрального художника посвящен именно Давиду Боровскому – и находится он там, где была мастерская Боровского. Был ремонт, который контролировали сын Боровского Александр (главный художник "Студии театрального искусства", главный художник проектов реконструкции "Другой сцены" "Современника", "СТИ" и Театра Наций. - РС) и Марина Боровская, вдова Давида Львовича. И вот ремонт закончен. Мы получили замечательное пространство. Сто квадратных метров. Пол из лиственницы. Белые оштукатуренные стены. Огромные окна, из которых видна старая Москва и Храм Христа Спасителя. И очень широкие подоконники, на которых у Давида Львовича стояли макеты к спектаклям.

Уже утверждена в должности директора музея театральный критик Нелли Исмаилова, старшим научным сотрудником будет театровед и режиссер Римма Кречетова. Она помогала Давиду Боровскому в работе над его книгой " Убегающее пространство", а в ее собственной книге "Трое" ему посвящена целая, замечательно написанная глава.

Пришли мы в музей, поставили стулья и поговорили о том, что должно происходить в этом пространстве. Кто-то предлагал проводить здесь клубные встречи для режиссеров и художников, кто-то - чтобы ребята, которые сейчас учатся на постановочном факультете Школы-Студии МХТ, приходили сюда работать, делать макеты, эскизы. У нас критики очень мало пишут о сценографии, плохо ее видят. И я предложила, чтобы студенты последних курсов ГИТИСа, журфака МГУ, разных факультетов ВГИКа собирались в этой мастерской – и кто-то из специалистов, которые могут помочь "увидеть" работу художника, им бы про нее рассказывал. Допустим, ставим на широкий подоконник макет "Отелло" - спектакля, который Боровский делал во Флоренции. По стенам - эскизы костюмов. А на следующий вечер, скажем, макет и эскизы к совершенно другому спектаклю - "Деревянным коням" Театра на Таганке. Поскольку молодое поколение этой постановки не видело, равно как и "Отелло", то люди, которые помнят эти спектакли, расскажут о них.

* * *
На открытии музея-мастерской была вдова Давида Львовича - Марина Боровская. На вопрос о ее роли в создании музея Алла Михайлова ответила:

– Она вложила в это огромную энергию, она дарила музею бесконечное количество работ, она систематизировала наследие Боровского. В этот день она очень плохо себя чувствовала, но все равно пришла. Она все сделала для того, чтобы музей появился, и она его увидела. Через несколько дней она умерла.