Как живется в России? (Ижевск)



. Пение: Рождество Христово, Ангел прилетел! Он летел по небу, людям песню пел – Вы, люди, ликуйте все днесь, торжествуйте днесь Христово Рождество!

Анна – коренная ижевчанка, ей 35 лет. По образованию она социолог, до выхода в декретный отпуск работала администратором сайта в торговой форме. Прошлой осенью в школу пошел её сын. В марте они с мужем ждут рождения второго ребенка. Наш разговор мы начали с воскресной школы, которую Анна вела в небольшом храме в пригородном поселке.

- Сколько было учеников?

- Поначалу было 2 – 3 человека. На первом занятии я рассказывала о происхождении слова «спасибо». Это «спаси, Бог» в переводе

- Это была ваша инициатива?

- Да, я предложила батюшке. Ход событий был естественный. Я видела, что ему нужен был человек, который бы ему помог в этом месте, а мне было нужно какое-то дело при храме.

-Анна, вы выросли в безбожное время. Как вы оказались в церкви?

- Дедушка был воинствующим коммунистом, и то он принял крещение незадолго до смерти. На меня очень сильное впечатление произвело, как он с отнимающимся языком, с мутящимся сознанием держался за крестик будто он его вытащит. Был опыт посещения храма с родителями. Кто присутствует в религии достаточно системно, это всё люди с опытом откровения. Это люди, которые видели чудо. Я тоже видела чудо. Я в Дивеево ездила в 2001 году. Там мы присутствовали при благоухании иконы.
У нас тяжелый был младенческий период у сына, пришлось несколько операций перенести. Когда сталкиваешься с болью и принимаешь это осознанно и правильно, сердце раскрывается. Хочется утвердиться в добре. Хочется умножить его количество в мире.

- У вас не было сентиментальных воспоминаний о школе. Вот вы теперь мама 1-классника. Сравните школу, в которую ходили вы, и школу, в которую он теперь ходит. Тем более что это одна и та же школа.

- Да, у нас интересно получилось. Моя мама ходила в эту школу, потом её заканчивала я. И мои сестры. Сейчас она открылась после большого ремонта, и туда пошел мой сын. Она стала лучше, её отремонтировали капитально.

- А в содержательном?

- Я вижу позитива достаточно много, потому что детям больше внимания уделяется по сравнению с нами, над ними трясутся, опекают. Я помню чувство неприкаянности и заброшенности в той школе, которая была. Педагогам было не до нас. Я же училась в начале 90-х. Взрослые были все сами потерянные. Чувство безнадеги в старших классах. Сейчас я вижу, что детьми действительно занимаются.

- Более полугода вы регулярно посещаете женскую консультацию, ожидаете прибавления семейства. Какое впечатление от муниципальной медицины?

- Я с первым ребенком настолько адаптировалась, что меня ничто не угнетает, не обижает. Надо просто расслабиться. Будем называть вещи своими именами – наша тюремно-карательная репрессивная система здравоохранения. Если хочешь сохранить целым, не вынесенным мозг, надо быть абсолютно расслабленным. Я читала, что в драке надо полностью расслабить тело, тогда наименьший ущерб для органов. Если напрягаешься, будет хуже.

- Анна, я знаю, что когда начались акции массовые в декабре, у вас было желание, несмотря на большой срок вашей беременности, пойти на площадь. Зачем вам это надо было?

- Мне хотелось. Это в первый раз на моем веку. Я почувствовала историчность момента и мне стало интересно. Я не столько политикой заинтересовалась. Это было движение души. Хотелось свободы. Очень правильный лозунг был на Болотной – Мы проснулись! Я сейчас читаю новости каждый день в Интернете.

Проблема гораздо глубже, чем воровство. Российская жизнь жестока по отношению к людям. Это страна-кровопийца по отношению к собственным гражданам. Многовековой опыт. Это надо переломить.

Может быть, судьба Удальцова не заставила бы меня пойти на площадь, хотя я сочувствую ему. Но что бы заставило меня выйти – недавний случай в Брянске. Это меня очень сильно касается – мать с коляской пошла гулять и тут же провалилась в коллектор. Закончилось трагедией. Вот это касается уже всех. Никто не в безопасности. Десятилетиями разворовывают ЖКХ, под всеми развернется. Те, кто в Кремле, это не понимают…

- В отношении сына – он растет более свободным?

- Я думаю, да. По сравнению со мной больше открытости и возможностей. Что-то сдвинулось. В обществе изменилось отношение к детям. Несколько десятилетий был уход людей из общественной жизни в личную. Возник культ детей. Им старались дать лучшее.

- Анна, у вас есть стихи для сына…

- Очень трудно было с перчатками. И вот такой стишок…

Пальцы-зайцы, одевайцы
На прогулку собирайцы,
В рукавах позастревайцы,
напугайцы, горевайцы.
Пальцы-зайцы погуляйцы
Под резинкой отыскайцы
Вылезайцы, хохотайцы, в рукавицы наряжайцы,
На прогулку поскакайцы.
Пальцы-зайцы андрюшайцы.