Катастрофа Costa Concordia: подробности и последствия

У затонувшего лайнера Costa Concordia

Поисковые и аварийные работы на затонувшем вблизи побережья итальянской Тосканы круизном лайнере Costa Concordia 18 января были приостановлены из-за того, что корпус судна начал двигаться и сползать со скал на глубину.

По последним данным, без вести пропавшими в результате катастрофы числятся 24 человека, подтверждена смерть одиннадцати. Одновременно большая группа пострадавших пассажиров заявила, что собирается подать коллективный иск против компании-владельца.

Руководство береговой охраны Италии сообщило, что в ближайшее время поисковая операция на Costa Concordia будет продолжена, поскольку еще остаются небольшие шансы найти выживших. Также в ближайшее время группа техников из нанятой властями датской фирмы SMIT, специализирующейся на аварийно-спасательных работах на море, должна начать срочную откачку 2 тысяч тонн топлива из баков круизного лайнера. Иначе оно неизбежно выльется в море, что нанесет сильнейший удар по экологии всего западного побережья Италии. Спасатели опасаются, что из-за штормовой зимней погоды корпус судна начинает соскальзывать с мелководья на глубину. Датские эксперты говорят, что их работа займет минимум несколько недель.

Итальянский суд перевёл капитана Costa Concordia Франческо Скеттино под домашний арест. Прокуратура утверждает, что к катастрофе привели именно его действия. Его обвиняют также в том, что он покинул судно до окончания эвакуации пассажиров. Расшифровка трех разговоров капитана Скеттино с офицером береговой охраны, требующим от него вернуться на судно и помочь с эвакуацией, была опубликована крупнейшими мировыми СМИ. В первом разговоре Скеттино, которому дозвонились из береговой охраны на мобильный телефон, признался, что покинул корабль и уже находится на берегу, что вызвало сильный гнев его собеседника. Затем, во втором разговоре, капитан, очевидно, лжет, утверждая, что почти все пассажиры эвакуировались, хотя в это время, как пишут итальянские СМИ, почти все люди еще оставались на тонущем судне. Вот сокращенная часть третьего диалога:

– Прием! Говорит Грегорио де Фалько, порт Ливорно, береговая охрана. Я говорю с капитаном? Назовите ваше имя!

–Добрый вечер! Я капитан Скеттино.

– Слушайте, Скеттино, немедленно вернитесь на судно и сообщите, сколько человек там осталось. Я записываю наш разговор!

– Судно заваливается на бок!

– Отправляйтесь на борт! Сообщите о числе женщин и детей, точные цифры, как им можно помочь! Вам понятно? Скеттино, может, вы спасли себя сейчас, но вы за это заплатите! Черт вас побери, вернитесь на судно!

– Я в шлюпке, я буду координировать операцию отсюда…

– Что вы там будете координировать? Вернитесь! Вы что, отказываетесь?

– Нет, не отказываюсь…

– Ты, слушай, это приказ! Тебе нечего больше думать! Возвращайся на судно! Теперь приказы отдаю я! На судно! Вам понятно?

– А где ваш катер?

– Наш катер рядом с судном! Идите! Там уже есть трупы! Идите!

– Сколько трупов?

– Я не знаю! Это ты мне должен об этом говорить!!!

– Вы понимаете, что уже темно, ничего не видно?

– Ты что, собрался домой, Скеттино?! Немедленно на судно, сообщите, сколько там людей!! Немедленно!!!

– Хорошо, командир…

– Поднимайтесь на судно!!!

Итальянские СМИ и юристы считают, что Франческо Скеттино, в случае признания его виновным в непредумышленном убийстве и намеренном оставлении людей и судна в "смертельной опасности" – такова формулировка одной из статей итальянского уголовного кодекса – грозит до 15 лет тюрьмы.

Эксперты знаменитого британского страховщика Lloyd’s, занимающегося морскими перевозками, передали в распоряжение вещательной корпорации BBC расшифровки спутниковых данных и судовых журналов, доказывающие, что лайнер Costa Concordia в прошлом августе уже подходил столь же критически близко к острову Джилио, как и сейчас, когда произошла катастрофа.

По данным Lloyd’s, судно приблизилось к острову на 230 метров в ночь на 14 августа 2011 года, когда на Джилио проходил знаменитый фестиваль-фейерверк, причем с разрешения руководства компании-владельца Cоsta Crucere. Однако 16 января компания утверждала, что лайнер никогда ранее не приближался к береговой линии в этом районе ближе, чем на 500 метров. Lloyd’s также считает, что в суде для выяснения степени виновности капитана Франческо Скеттино решающее значение будет иметь вопрос: какими именно навигационными картами он пользовался, управляя судном?
Масштаб британских морских карт – 1:300000 (один к тремстам тысячам), итальянские же карты значительно менее детализированы, что, по мнению британских морских экспертов, неприемлемо для постоянной навигации в такой близости от сложной итальянской береговой линии.

Пострадавшие в кораблекрушении туристы-россияне, как сообщают сайты "Турпром" и "Туристер", рассказали, что российская дипмиссия оформляла им временные документы для возвращения на родину, требуя за это оплаты. Людям, у которых все имущество осталось в каютах, сотрудники консульства не только отказались бесплатно оформить нужные документы, но даже бесплатно не напоили водой. Консульство России в Риме, как утверждают руководители некоторых российских турфирм, узнало о катастрофе одним из последних, примерно через пятнадцать часов после затопления лайнера. Активные же действия консульство стало предпринимать лишь после вмешательства российских общественных туристических объединений и Ростуризма, в то время как, например, консульство Украины в первый же день бесплатно и оперативно выдало своим пострадавшим туристам все документы.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".