Россияне в защиту права на здоровую окружающую среду

Ирина Лагунина: Жители российских регионов все активнее отстаивают свои права на благоприятную окружающую среду: на прошлой неделе жители поселка Бобровский под Екатеринбургом выступали против строительства промышленного предприятия «Умекон», а около 300 граждан Ижевска провели митинг против вырубки Ярушкинского леса. 4 февраля на митинге «За честные выборы» представители российского экологического движения намерены выдвинуть свои требования к власти. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Жители небольшого поселка Бобровский под Екатеринбургом второй год протестуют против строительства промышленного предприятия. Его хотят расположить неподалеку от населенного пункта. При этом владельцы завода «УМЕКОН» уверяют, что все разрешения на эту стройку получены. Рассказывает наш корреспондент Екатерина Петрова:

Екатерина Петрова: Еще в советское время около поселка Бобровский построили изоляционный завод. А совсем недавно жители этого населенного пункта узнали, что неподалеку от жилых домов хотят разбить цех горячего цинкования. При этом как рассказывают бобровцы мнением людей по поводу стройки никто не интересовался. А они против еще одного завода, - рассказала нам жительница Бобровского Людмила Сидоркина:

Людмила Сидоркина: Мы узнали об это только тогда, когда была опубликована статья в "Областной газете": "Новые производства, новые рабочие места". Будет цех горячего цинкования. Стали выяснять все присущие вредности, свойственные этому цеху и стали, естественно, люди возмущаться. Это не единственное предприятие, которое будет находиться рядом с местом нашего проживания. Цех горячего цинкования металлов находится в санитарно-защитной зоне другого предприятия – Бобровский изоляционный завод – химическое предприятие первого класса опасности. Тем более этот цех расположен выше жилых домов и садовых участков. Представляет опасность загрязнения подземных вод.

Екатерина Петрова: Строить цех горячего цинкования собирается предприятие «УМЕКОН». По словам главного эколога завода Дмитрия Цыплятникова, все необходимые разрешения были получены, поскольку подобные производства безопасны. Публичных слушаний действительно не было, но только потому, что земля, где хотят строить цех, находится за пределами поселка:

Дмитрий Цыплятников: Цех очень современный, полностью автоматический. Экологически безопасный. На него имеются сертификаты Евро-Стандарта, нашего российского Стандарта. Разрешение Ростехнадзора на применение. Проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу и имеется заключение о том, что он безопасен. Аналогичные производства существуют и успешно действуют в Европе. Только в Германии порядка 120 таких предприятий. Перед тем, как принять решение о размещении объекта именно здесь была проведена полная оценка воздействия на окружающую среду, в рамках которой были произведены все необходимые расчет и исследования, подтверждающие, что вредного воздействия на население там не будет никакого абсолютно.

Екатерина Петрова: Цыплятников полагает, что за тем противостоянием, которое возникло между заводом и жителями Бобровского стоят экологи и им выгодна эта борьба. Жителям Бобровского, действительно, помогают общественники из организации "Чистый Двор - Чистый Город". Его руководительница Светлана Ефанова считает, что в документах, которые представители завода показывают общественности, есть расхождения:

Светлана Ефанова: Дело в том, что у нас очень много расхождений с теми документами, которые предоставляет "УМЕКОН", между тем, что они говорят, и что мы видим в реальности. Мы делали запросы и на предприятие и в правительство. Пишем письма и в "УМЕКОН" и в правительство, просим ответить на вопросы, которые у нас возникают, но, к сожалению, нам не дают ответов. Мы не получаем той информации, которая помогла бы нам, грубо говоря, успокоиться, что там все хорошо, все экологически чисто, и жители никогда не столкнутся с тем, что их огороды не будут отравлены цинком. У жителей большое недопонимание – как же так? Рядом с ними строят завод, а ни публичные слушания, ни их мнения никто не спросил. Получается, что промышленное предприятие размещается только исходя из экономической выгоды.

Екатерина Петрова: Жители Бобровского уже неоднократно выходили на акции протеста, также они подали в суд на правительство области, которое, по их мнению, незаконно разрешило выделить землю около Бобровского под строительство промышленного предприятия. Пока этот процесс не завершится, к работам приступать нельзя. Кроме того, проекта "УМЕКОНа" предстоит пройти государственную экспертизу. Жители Бобровского, тем временем, собирают подписи для министерства промышленности.

Любовь Чижова: Жители Ижевска выступают против вырубки Ярушкинского леса – зеленой зоны в Устиновском районе города. Против уничтожения леса, на месте которого хотят построить автозаправку, магазин, автошколу и жилой дом, собрали около двух тысяч подписей. В минувшие выходные на митинг против вырубки Ярушкинского леса собрались около 300 жителей Ижевска. Инициативная группа обратилась за помощью к местному комитету по защите гражданских прав. И вот что рассказал РС о ситуации с Ярушкинским лесом руководитель комитета Сергей Буторин…

Сергей Буторин: Это Устиновский район, который граничит с Завьяловским районом, на улице Союзный так называемый старый аэропорт.

Любовь Чижова: В чем ценность Ярушкинского леса, почему местные жители его защищают?

Сергей Буторин: Дело в том, что это единственная зеленая зона в этом районе. В этом районе находится производство, не очень далеко находится огромный автозавод Ижевский, и это единственная зеленая зона, которая относится к Ботаническому саду и является особо охраняемой природной зоной.

Любовь Чижова: А что предполагают построить на его месте?

Сергей Буторин: Построить предполагают заправочную станцию, автошколу, два автосалона и жилой дом. Рядом построен магазин "Метро", он тоже входит в эту зону. И разрешения на строительство ни у кого по большому счету нет. Когда люди увидели, что развернулась стройка, соответственно, у них возникли вопросы и они начали возмущаться по этому поводу, потому что не знали, что происходит. Когда мы начали работать с инициативной группой, мы, конечно, начали эти вещи выяснять. И выяснилось, что 10 лет назад эти земли особо охранной зоны были выделены в зоны промышленного назначения и были проданы. Собственники спустя десять лет начали что-то строить. Соответственно, людям это не нравится, это единственный парк, где люди своими руками посадили огромное количество деревьев, там есть горка для детей, там есть лыжня, там занимаются спортом, проводят время. Это такое место, которое весь район посещает. И конечно, людям бы не хотелось, чтобы там строили заправки и уничтожали Ярушкинский лес.

Любовь Чижова: Но как-то можно помочь местным жителям?

Сергей Буторин: Строительство на сегодняшний день приостановлено. План застройки пересматривается, создана рабочая группа, в которую так же входят представители общественности, для того, чтобы принимать участие в разработке плана застройки. И конечно, будут проведены общественные слушания в Общественной палате, что касается застройки данного района.

Любовь Чижова: О ситуации с вырубкой Ярушкинского леса в Ижевске рассказал руководитель комитета по защите гражданских прав Сергей Буторин. Одна из самых ярких представителей экологического движения в России, защитница Химкинского леса Евгения Чирикова считает, что в последние годы все больше россиян готовы активно защищать свое право на благоприятную окружающую среду, устраивать акции протеса, проводить митинги. Сейчас экологи создают общероссийский экологический портал, а на митинге 4 февраля, обещает Евгения Чирикова, будут звучать не только политические, но и экологические лозунги…

Евгения Чирикова: Я думаю, что, безусловно, экологический протест растет. Это не только по моим ощущениям, можно посмотреть Экорадар и сравнить гражданскую активность, которая была, например, три года назад и сейчас. Я думаю, что это, безусловно, связано и с тем, что граждане наконец-то почувствовали, что они могут диктовать власти свои условия, свои требования. И это естественно, то, что у них много лет копилось, вот это недовольство, что их землей распоряжаются не так, как им нравится, - это начинает выплескиваться в такой гражданский протест. Слава богу, что это началось.
Почему люди выходят на улицу? Потому что на самом деле вопрос о земле, как будет выглядеть твоя земля – это ключевой вопрос для любого человека. Это вопрос даже не столько экологический, сколько вопрос гражданский и этический, мы просто называем его экологией по привычке, но на самом деле это дело абсолютно каждого человека, который живет в том или ином крае, который у него пытаются отнять. Не надо быть экологом для того, чтобы защищать свое любимое озеро или свой любимый лес или для того, чтобы не допустить строительство завода, который уничтожает твою окружающую среду.
На сегодняшний день, что мы, защитники Химкинского леса, предпринимаем для того, чтобы помочь другим гражданам каким-то образом получше защитить свои гражданские права? Прежде всего, конечно, активно делимся опытом. Второе: у нас сейчас запущен замечательный проект – это радио Экооборона, радио, которое вещает, поскольку мы не очень зажиточные люди, несмотря на все те глупости, которые про нас говорят, мы можем позволить себе радио пока что только в сети интернет. И обязательно мы приглашаем на наши радиопередачи каких-то гражданских экологических активистов, конечно, мы делаем основной акцент на регионах, считаем, что им сложнее всего.
То, что очень важно, та работа, которая сейчас началась – это работа по созданию общероссийского экологического портала. Я считаю, что это та самая работа, которая поможет не то, что скоординировать, я считаю, что координировать, все как один выходить на какую-то акцию – да, это имеет смысл, но это должны быть планетарного масштаба вопросы или какой-то вопрос, который безумно принципиальный – это бывает не каждый день. Для того, чтобы человек мог защитить какой-нибудь пруд в своей деревне, ему, конечно, необходима какая-то площадка, чтобы об этом рассказать.

Любовь Чижова: По вашим наблюдениям, что объединяет экологических активистов российских, что это за люди?

Евгения Чирикова: Вы знаете, не так давно у нас было собрание экологическое в Гринпис, мы просто попросили нас приютить, потому что холодно зимой собираться в лагере защитников Химкинского леса. Мы пригласили людей из самых разных групп экологических. Пришло столько человек, что нам даже не хватило стульев в самой большой переговорной Гринпис. Ко мне потом подходили мои товарищи и говорили: Женя, ты знаешь, более разные люди только, наверное, в вагоне метро встречаются. Абсолютно разные, невозможно создать единый портрет. И молодые, и пожилые, и из разных социальных слоев, и диаметрально разных политических взглядов – и монархисты, и анархисты, и левые, и правые, и разных религиозных убеждений, и разных ориентаций, и разного пола, веса, роста. Настолько разные люди, единственное, что их объединяет – это, я бы так сказала, земельный вопрос. Это отношение к своей земле. То есть все эти люди в конце концов поняли, что свою землю надо защищать.

Любовь Чижова: Я знаю, что на митинг, который состоится 4 февраля в Москве, вы пойдете с совершенно определенными требованиями экологическими.

Евгения Чирикова: На этом собрании в Гринпис мы подумали всем миром и решили, что пора нам, людям, которые защищают свою родину от захватчиков, от партии жуликов и воров, защищают ее со стороны природных ресурсов, пора нам выдвигать свои экологические требования. Потому что мы считаем, что основной бич нашей страны – это ресурсная экономика, которая на самом деле предполагает уничтожение наших природных ресурсов и перевод их в деньги. То есть как ни крути, основной вопрос в нашей стране все-таки можно назвать экологическим. Можно по-разному назвать, но на самом деле это экологический вопрос. И мы решили, что этот экологический вопрос пока никем как следует из протестующих не поднят. Подняты очень важные вопросы про судебную систему, про политических заключенных – да, это ключевые вопросы. Но экологический вопрос тоже должен быть поставлен. Я считаю, что может быть он один из главных. Поэтому мы решили сформировать экологические требования, и мы это делаем не только для себя, не про Химкинский лес будет написано, это будут экологические требования. Мы подключаем разных экологов, разные экологические организации. Мы будем готовить общие экологические требования гражданского общества. Я думаю, что к 1 февраля у нас на всех наших ресурсах, на сайте Экооборона и на других ресурсах появятся эти требования, можно будет вносить какие-то коррективы, мы постараемся оперативно все это учитывать, насколько это возможно, с тем, чтобы 4 февраля эти требования были уже сформулированы.

Любовь Чижова: О координации российских экологических активистов и участии экологов в политической жизни России говорила лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.