Рассказ о том, как лидер социалистической Югославии помог развить космическую программу НАСА

“Во время «холодной войны» покорение космоса было вопросом политики, технологии и престижа. Юрий Гагарин был успешно отправлен в космос, а Соединённые Штаты Америки были вынуждены признать постыдное поражение и триумф социализма. Однако малоизвестен факт, что Социалистическая Югославия была третьим игроком в космическом матче, развивая свою секретную космическую программу”.
Ирина Лагунина: Это начало рекламного ролика документального фильма под названием “Хьюстон, у нас проблемы!”, к съемкам которого готовятся молодые, но уже известные, Боштян и Жига Вирц из Словении. Они намерены доказать, что Социалистическая Федеративная республика Югославия ещё в 1948 году начала разрабатывать космическую программу, а в начале 60-х годов продала ее Соединенным Штатам. Главные тезисы словенских авторов: по инициативе Иосипа Броз Тито Югославия занялась созданием техники для полётов в космос. В основе этой совершенно секретной программы были тайные дневники словенца по происхождению Германа Поточника-Нордунга. В специально сооружённом подземном космическом комплексе на границе Боснии и Хорватии, югославские учёные якобы воплощали в жизнь разработки Поточника, умершего в 1929 году в 36 летнем возрасте, вскоре после публикации в Вене единственной его книги «Проблемы космических путешествий – ракетные двигатели».

http://www.youtube.com/embed/EfJiNPZ38kY
Кстати, эта книга в переводе на русский язык вышла в 1935 году, а на английский в издании НАСА - в 1999 году.
Возвращаясь к трейлеру... Когда в конце 50-х годов ЦРУ узнало, что Югославия уже имеет технологию для космических полётов, Тито согласился продать эту программу США и получил за нее 2,5 миллиарда долларов и специальный статус особо дружеской страны. Именно этим авторы трейлера объясняют необыкновенно роскошный для социалистического лидера стиль жизни Тито в 60-70-х годах. О расследовании, которое провела наша радиостанция, рассказывает Айя Куге.

Айя Куге: На Ю-тубе две недели назад появился рекламный ролик будущего фильма “Хьюстон, у нас проблемы!”, который на данный момент посмотрели более миллиона человек. Ведь утверждение, что Югославия в строгой секретности занималась космической программой, звучит на самом деле так интересно и так невероятно! Особо привлекательным оказался ролик для граждан бывшей Югославии – причем для граждан всех республик, без исключения. Вот что для югославской редакции нашего радио рассказал один из авторов проекта, режиссер Жига Вирц.

Жига Вирц: Для начала я должен подчеркнуть, что мы находимся на очень раннем этапе расследования этого проекта. В данный момент мы его называем “документальная драма”. Конечно, мы уже набрали довольно много информации, но продолжаем вступать в контакт с новыми людьми практически ежедневно. Поэтому пока не стоит говорить о том, что из всего этого фантазия, что правда, а что - документальные доказательства. Можно говорить лишь о том, какие факты подтверждены, а какие нет. Скажу: 80-90% материалов, которые были использованы в рекламном ролике, представляют собой более или менее доказанные факты. Однако не буду раскрывать наши контакты, связанные с будущим проекта. Два года назад в ходе одной из интернет-конференций я услышал рассказы о югославской космической программе. И сначала идея была создать на эту тему художественный фильм. Однако позже, когда мы начали проводить исследования, мы находили всё больше и больше очень интересных доказательств того, что мы называем, югославской космической программой.

Айя Куге: Но были ли у Югославии возможности, человеческие и материальные ресурсы, для развития космической программы?

Жига Вирц: Простого ответа на вопрос о том, происходило ли это в действительности или нет, не существует. Мы попытаемся создать рассказ, вне зависимости от того, правда ли это. Югославия, особенно в 60-х и 70-х годах, была высокоразвитой страной, особенно в том, что касается вооруженных сил. Помимо того, у нас были такие учёные как Герман Поточник, он был словенцем. Его книга об исследовании космоса стала основой и вдохновением для Вернера фон Брауна – немецкого учёного, а позже лидера развития программы НАСА. Фотография Германа Поточника, как дань его заслугам в развитии изучения космоса, и сегодня висит в штаб-квартире НАСА. Есть ещё много интересных деталей. Период «холодной войны» - время множества любопытных рассказов, многих тайн. Вспомним хотя бы советскую космическую программу, когда мы не знали, что правда, а что нет. Всегда были факты, которые мы друг от друга скрывали. Надеюсь, что теперь мы узнаем, что за этим стояло. На этом этапе мы собираем факты, но нам всё ещё нужно найти многие документы, нужно исследовать архивы и найти подтверждения нашим тезисам.

Айя Куге: Режиссер Жига Вирц стал известным именно благодаря своим провокационным картинам, которые вряд ли можно назвать “документальными” – в них трудно разграничить истину от фантазии или пародии. Поэтому многие считают, что “документальная драма”, как её называет Вирц, о югославской космической программе, будет одной из очередных художественных провокаций о том, что могло быть, но в реальности не было. Такое мнение разделяет главный историк НАСА, американский офицер Билл Бэрри, который отмечает, что в рекламном ролике реальные факты смешаны так, что оставляют впечатление полной истины.

Билл Бэрри: Это хорошо сделанный и интересный трейлер. В нём есть факты, которые имели место, но есть и то, что на самом деле не существовало. Есть даты некоторых событий, которые совпадают, но это не означает, что между ними существует причинно–следственная связь. В общем и целом, я бы сказал, что между многими событиями и фактами установлена связь, которая в реальности не существовала. Мне очень интересно, существуют ли на самом деле доказательства, подкрепляющие их утверждения.

Айя Куге: Кстати, в рекламном видео утверждается, что югославский лидер Иосип Броз Тито в 1961 году отправился в США, и после разговора с ним президент Кеннеди, якобы, купил югославскую космическую программу. Однако Тито впервые посетил Америку в октябре 1963 года, за месяц до убийства Джона Кеннеди, а решение об отправки американской миссии на Луну было принято за два года до этого.
Есть и другие, не соответствующие реальности, утверждения, которые легко раскрыть – заявил для нашего радио историк НАСА Билл Бэрри.

Билл Бэрри: В этом рекламном ролике утверждается, что ЦРУ купило все секреты югославской космической программы в марте 1961 года, а президент Кеннеди в мае того же года сообщил об отправке миссии на Луну. Согласно этой теории, США не могли бы задействовать эту программу, если бы не купили югославский проект. Однако почти со всех документов времён администрации президента Кеннеди гриф секретности уже снят. Можно прослушать аудио записи разговоров в Белом доме - они доступны в библиотеке Джона Кеннеди. Доступны даже его самые секретные разговоры с ближайшими сотрудниками – и о космической программе, и о решении отправить миссию на Луну. Эта идея обсуждалась очень внимательно и долго. Учёные тщательно изучили эти документы и сделали вывод: Кеннеди принял решение о отправке миссии на Луну по многим причинам, но ни одна из них не имеет никакой связи с какими-либо секретными разведданными из какой-то другой страны.

Айя Куге: Режиссер Жига Вирц в своем рекламном ролике утверждает: югославская космическая программа развивалась на крупнейшем в Европе космическом комплексе Жельява, под кодовым названием “Проект 505”. На самом деле, бывшая Югославия на границе Боснии и Хорватии, вблизи города Бихач, создала крупнейшую по тем временам в Европе подземную военно-воздушную базу, с ангарами для 50 самолётов. Строительство обошлось в около четырёх с половиной миллиардов долларов. В начале войны, в 1992 году, югославские войска частично уничтожили этот комплекс, заложив там, по некоторым данным, 56 тонн взрывчатки. Однако осталось много свидетелей, которые строили или работали на этой военной базе. Но неизвестно, чтобы кто-либо из них мог подтвердить существование там космических исследований. Что известно белградскому историку Бранке Прпе о космических исследованиях на базе Жельява под Бихачем.

Бранка Прпа: Никогда ничего подобного не слышала, а если мы, историки, ничего не слышали, то вряд ли это было на самом деле. По сути, не только подземный аэродром вблизи Бихача, но также и ряд других военных баз несли единую функцию и служили одной цели, которую Югославия ставила перед собой во время «холодной войны» – быть между сверхдержавами. Учитывая это геостратегическое положение, Югославия являлась высокоразвитой военной силой, причем это свое положение она получила в годы Второй мировой войны, когда у страны были четвёртые по силе войска в коалиции союзников.

Айя Куге: Рекламный ролик пока ещё не снятого документального фильма “Хьюстон, у нас проблемы!” вызвал в бывшей Югославии огромный интерес, почти ажиотаж. Вот как толкует реакцию пользователей интернета режиссер Жига Вирц.

Жига Вирц: Я следил за тем, что происходило на Ю-тубе. Там был один комментарий, который соединил в себе все: “наконец создается фильм, который не разделяет, а снова объединяет все югославские государства”. На мой взгляд, что это лучший комментарий из всех, которые я прочитал. Мне кажется, у нас есть какая-то ностальгия по временам, которые мы оставили за спиной, потому что все мы были частью этой Югославии. Конечно, мы все знаем, что произошло и как всё завершилось, но это рассказ, который возвращает воспоминания не в плохие времена, а во времена хорошие в Югославии. По-моему, это то, к чему люди тянутся. Надеюсь, что этим фильмом мы оправдаем их ожидания.

Айя Куге: Однако складывается впечатление, что сами авторы уже начали чуть отмежёвываться от проекта – последние их заявления говорят о том, что они не знают пока, будут ли вовсе снимать этот фильм. А может быть, рекламный ролик – лишь художественная провокация?