Владимир Кара-Мурза - о методах фальсификации подсчета голосов

В пятницу, 27 января, на "правительственном часе" в Госдуме выступил перед депутатами глава Центризбиркома России Владимир Чуров. Он заявил, что из более чем полутора тысяч жалоб на нарушения в ходе прошедших 4 декабря 2011 года парламентских выборов подтвердились только 195. Чуров упрекнул партии в том, что они обещали направить на избирательные участки миллион наблюдателей, однако в итоге их было около 270 тысяч, причем 600 были удалены. Глава ЦИК пообещал, что каждый из этих случаев будет тщательно расследован.

Владимир Кара-Мурза: Один из претендентов на высший государственный пост Григорий Явлинский получил в Центризбиркоме официальный отказ в регистрации своей кандидатуры на должность президента России. Согласно принятому комиссией постановлению, Явлинский прекращает свое участие в президентской гонке.
Решение об отказе в регистрации было принято большинством голосов членов комиссии. Против проголосовала лишь Елена Дубровина, которая состоит в партии "Яблоко".
Перед началом заседания Центризбиркома активисты "Яблока" провели серию одиночных пикетов с требованием отставки главы ЦИК Владимира Чурова и регистрации Григория Явлинского кандидатом на пост президента.
Владимир Чуров вновь отказался добровольно покинуть занимаемый пост. В рамках "правительственного часа" на заседании Думы, посвященного прошедшим в декабре выборам в нижнюю палату, в ответ на предложение депутата от ЛДПР немедленно уйти в отставку он лишь расплывчато заметил: "Данное высказывание должно рассматриваться как идущее не от сердца, а от ума".
"Я не утверждаю, что вы главный виновник, но эти выборы в народе называют "чуровскими", - парировал депутат. Ранее три думские фракции (КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР) предприняли попытку внести на рассмотрение Госдумы проект заявления с призывом к Чурову уйти в отставку.
Владимир Чуров на сегодня остается одной из самых непопулярных фигур российского истеблишмента. По результатам исследования, проведенного в январе Фондом общественного мнения, лишь 5 процентов россиян заявили о положительном отношении к председателю Центризбиркома.
О том, сохранятся ли до выборов 4 марта "чуровские" методы фальсификации подсчета голосов, в нашей программе беседуют Илья Пономарев, депутат Государственной думы от фракции "Справедливая Россия", адвокат Вадим Прохоров, член политсовета движения "Солидарность" и бывший член Центризбиркома с правом совещательного голоса, Дмитрий Фиников наблюдатель от партии "Яблоко" на парламентских выборах и Борис Якеменко, член Общественной палаты. Какие претензии предъявили Владимиру Чурову депутаты от оппозиции?

Илья Пономарев: На самом деле было довольно много высказано претензий. Были конкретные факты, которые приводили коллеги по моей фракции, по фракции ЛДПР, по фракции КПРФ. Но на самом деле абсолютно неважно, что говорили мы. Потому что было абсолютно сюрреалистическое ощущение: мы что-то говорим, а отвечают на какой-то другой вопрос. Мы направили большое количество вопросов всем четырем пришедшим заранее, как это положено по парламентской процедуре. Потому что они не просто к нам пришли, они пришли на что-то ответить. И когда мы их приглашаем, мы направляем вопросы, которые, мы хотели бы, чтобы товарищи осветили в своих докладах. Так вот, эти доклады вообще не были связаны с тем, что мы их спрашивали, а ответы были тоже про что-то свое, то есть это был разговор слепого с глухим.

Владимир Кара-Мурза: Насколько обоснованы подозрения в адрес Владимира Чурова об соучастии в фальсификациях на парламентских выборах?

Борис Якеменко: Я, честно говоря, не видел никаких доказательств того, что Чуров виноват в том, что произошло. Я как историк доверяю фактам. Мне должны были принести бумаги и показать: вот Чуров лично распорядился сфальсифицировать то-то и то-то, вот бумага, которую подписал Чуров, свидетельствующая о том-то и о том-то. Этого не было. То есть некая априорная нелюбовь к Чурову. Мы знаем такой стадный инстинкт, он иногда охватывает средства массовой информации и так далее, какая-то нелюбовь, часто заказная нелюбовь к тем или иным персонажам. К Чурову мы видим то же самое в данном случае, выбрали мальчика для битья. Чуров на это хорошо отреагировал: "Обижают старика Чурова", – сказал он. Вот обижают старика Чурова. До сих пор не потрудились предъявить убедительных свидетельств о том, что он виновен в фальсификациях.

Владимир Кара-Мурза: В чем претензии внесистемной оппозиции, которая даже не участвовала в выборах, тем не менее, к главе Центризбиркома?

Вадим Прохоров: Во-первых, я не готов говорить за всю внесистемную оппозицию, а как гражданин Российской Федерации, участвовавший в выборах. И собственно говоря, значительная часть оппозиционного электората сконцентрирована или в незарегистрированных партиях и движениях, как например, "Солидарность", ПАРНАС, или, например, в той же самой партии "Яблоко", слава богу, пока зарегистрированной. Претензии вообще к тем массовым фальсификациям, которые имели место. Я, кстати, склонен согласиться с тем, что Чуров действительно в какой-то мере выбран как мальчик для битья. И это его, как мне представляется, скажем так мягко, профессионализм, он не имеет, как известно, юридического образования, он же физик атмосферы по образованию, но дискуссионен на той должности, которую он занимает. Кстати, он сам говорил, что предпочел бы место замминистра культуры, министра культуры и так далее. Так вот, конечно, виновата вся система, начиная с так называемого тандема, а вовсе не только и не столько сам Чуров, безусловно. Это сложилась система, с уходом Чурова его место может занять любой из замов, если не менять всю систему, будет примерно то же самое. Я, кстати, рад, что Борис Якеменко сказал, что не надо обвинять Чурова в том, что он виноват в том, что произошло. Значит есть понимание, что что-то все-таки произошло – это хорошо. То, что это понимание появилось, уже хорошо. Но тем не менее, Чуров возглавляет Центральную избирательную комиссию, его на самом деле по закону не так легко отозвать, потому что пока нет законных оснований, как его лишить полномочий. Я абсолютно убежден, он назначен президентом, если поступит соответствующая команда, он на следующий день сложит полномочия. Нет в этом никаких сомнений, как это происходило с некоторыми членами Центризбиркома, когда нужно было их лишить полномочий и назначить на их место других людей.
В чем виноват сам Чуров? Сам Чуров виноват, с моей точки зрения, в том, что создана система, когда реально не расследуются никак внутри этой избирательной системы нарушения избирательного законодательства. Идет оценка: идите в суды, идите сюда-то, идите туда-то. Никакого расследования нет. Чуров действительно следует своей фразе, сказанной несколько лет назад, и которой он, я думаю, никогда не изменял: Путин всегда прав. Это его знаменитая фраза. Он почему-то путает, как я понимаю, являясь по своим убеждениям монархистом, он не понимает, что действительно может быть монарх из Петербурга в России, но, извините, выросший в Зимнем дворце, а не человек, прошедший охранку и прочие разные моменты. Это не морах, слава богу, у нас республика. Он, к сожалению, путает такие вопросы. И сам считая себя государственником, всегда занимает позицию власти.
И наконец, последнее: есть конкретное обвинение в том плане, что несколько лет назад, когда я представлял тогда еще существовавшую политическую партию Союз правых сил, нам удалось в судебном порядке доказать, что около 20 миллионов тиражей агитационных печатных материалов у нас было изъято правоохранительными органами незаконно. Так вот, лично Чуров за своей подписью отправил в Страсбург информацию, занизив цифру в несколько раз до 7 миллионов. Я заявил, что ложь за подписью Чурова ушла в Страсбург. На меня никто не подал в суд и даже не опроверг. Он всегда займет позицию о том, что нет никаких нарушений и о том, что выборы честные и прозрачные – это его четкая позиция.

Владимир Кара-Мурза: Какова была технология фальсификаций, примененная на том избирательном участке, где вы работали наблюдателем?

Дмитрий Фиников: У нас два избирательных участка было в здании одной школы, поэтому можно говорить сразу о двух участках. Технология была простая – не выдать наблюдателям и членам участковых комиссий с правом совещательного голоса от КПРФ, ЛДПР и всех остальных партий протоколов. То есть председатель комиссии вместе с зампредседателя, секретарем по окончанию подсчета сбегали с участков. Где-то они прихватывали бюллетени, списки избирателей и остальные документы, где-то оставляли, как на моем участке. Такая сложилась практика.

Владимир Кара-Мурза: В каких масштабах исказили, например, голосование за партию "Яблоко?

Дмитрий Фиников: Дело в том, что по нашему участку и по 9 участку я могу сказать точно, в целом по Арбату затрудняюсь, но у нас на участке 134 голоса было за "Яблоко", 128 за "Единую Россию", в итоговом протоколе территориальной комиссии за "Яблоко" было четыре голоса, а за "Единую Россию" 515. Кроме того я хочу добавить, что после того, как история стала достоянием гласности, ко мне обратилось достаточно много людей с нашего района, которые принимали участие в выборах четырехлетней давности, и предоставили мне документы, когда они ходили в суд, в тот момент были выданы по ошибке наблюдателям протоколы, но потом они были переписаны. И люди обратились в суд, прошли первую инстанцию, вторую инстанцию, потом забросили. Документы, затребованные судом из территориальной комиссии, были уничтожены, произошел там потоп. Поэтому на этих выборах было принято решение не выдавать протоколы наблюдателям, а сбегать. И по всем 9 участкам территориальной комиссии Арбат не было выдано ни одного протокола ни одному наблюдателю, все председатели комиссий убегали.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.