Председатель Калининградской организации Союза российских писателей Борис Бартфельд и молодой калининградский поэт, один из лидеров группы «Эффект Доп(p)лера» Леонид Бондарь познакомились осенью на форуме «Калининградская культурная революция». Тогда же родилась идея устроить совместное писательское мероприятие, которое помогло бы познакомить молодую калининградскую литературу с ее признанными мэтрами и заложить основу будущей коммуникационной площадки. Уже через месяц провели семинар, который, в свою очередь, вылился в молодежный поэтический аудиопроект. Поколения остались довольны первым опытом такого тесного общения. Молодые поэты и мэтры договорились встречаться не реже одного раза в месяц. Для участия в семинарах, помимо самих поэтов, будут приглашаться и преподаватели университета. Как признается Борис Бартфельд, семинар поставил перед старшими больше вопросов, чем дал ответов.
Борис Бартфельд: Если смотреть статистику – в старшем калининградском поэтическом поколении филологов немного. Считалось, что обучение филологии убивает поэзию, когда человек читает очень много критики, знает, как надо писать, и препарирует поэзию, поверяя гармонию алгеброй, то он сам писать не может: филологическая специальность, таким образом, сдерживает собственное поэтическое проявление. В молодом поколении филологов много – это говорит о большом потенциале: ребята знают поэтическую кухню изнутри, в то же время их внутренний поэтический посыл настолько силен, что преодолевает критическое настроение, – и они творят. Это очень мощная посылка, но, одновременно, требует от тех, кто будет с ними работать, очень высокой личной подготовки. Таким образом, это и перспектива – и задача.
Евгения Романова: Группа «Эффект Доп(p)лера», объединяющая молодых калининградских поэтов, существует около двух лет. До этого была другая группа – она называлась «Сквозняки». Однако, для ребят это не просто формальное объединение и вовсе не болезнь роста. Как говорит одна из участниц «Эффекта Доп(p)лера» Ольга Яковлева, когда собрались в группу, стало проще и интереснее.
Ольга Яковлева: Шесть лет назад мы решили объединить всех, кто на тот момент писал в Калининграде. На прослушивания приходили все желающие и читали свои стихи. Самых убежденных и сильных мы отбирали, чтобы готовить их для устных выступлений на поэтических фестивалях. Я помню, приходили такие молодые и смешные, и все жутко боялись. Спустя шесть лет я на них смотрю – совсем другие ребята: поставь их читать или на сцену в Калининграде, или на солидном фестивале в Москве, они выйдут и, в любом случае, выступят очень сильно. Все эти шесть лет мы тренировались на устные выступления, постоянно работали с публикой, чтобы человек не просто вышел что-то там пробубнил по листочку, а чтобы поймал какую-то связь.
Борис Бартфельд: Должен сказать, очень немного есть поэтов, которые хорошо читают, но много бубнежа себе под нос. А поэзия – это штука звучащая. Первое, что меня порадовало, когда я слушал ребят еще до семинара, - их поэзия звучит, значит, есть перспектива пробиться к слушателю. Сегодня гораздо больше надежд на звучащую поэзию, нежели на лист бумаги, который, неизвестно, дойдет ли до слушателя, и совершенно непонятно, как будет слушателем воспринят.
Евгения Романова: Группа «Эффект Доп(p)лера» в прошлом году провела свой первый фестиваль под названием «Эффективная поэзия», куда была приглашена близкая по духу поэтическая молодежь из других городов России. По словам Леонида Бондаря, в последнее время молодые калининградские поэты уделяют много времени и внимания не только тому, как читать, но и в какой обстановке.
Леонид Бондарь: Постепенно от формата простых чтений на сцене мы перешли к формату перформативного действия. Последняя большая работа, которую сделала наша группа, - это двухдневный поэтический фестиваль «Эффективная поэзия». Выступление нашей группы в театре кукол мы сделали максимально эффективным: каждый номер был самостоятельной цельной работой – со своим светом и звуком, с привлечением артистов, перформеров, художников, фотографов, музыкантов. Автор внутри специально выстроенного сценического пространства – это гораздо больше, чем просто текст на бумаге, поданный голосом.