Дебют – начало игры

Историк, участник олимпийских конгрессов Юрий Теппер

В конце января президент Российской Федерации Дмитрий Медведев встретился в Кремле с российскими победителями и призёрами первых зимних юношеских Олимпийских игр в Инсбруке.

Встреча была доброй, а слова президента – точными и сердечными. И, наверное, адресовались они не только медалистам, а всей команде. "В вашей жизни, я уверен, будут ещё победы и неудачи будут, потому что жизнь состоит и из побед, и из поражений. Но этот опыт абсолютно необходим, чтобы подняться на новый уровень. На самом деле вы уже мировая спортивная элита, но у вас ещё нет того, что отличает продвинутых спортсменов от начинающих: вот этого самого опыта. И каждая такая возможность, будь то юношеские Олимпийские игры, международные соревнования, будет добавлять вам в копилку вашего опыта, закалять вашу волю и тренировать ваши способности".

Стоит ли заглядывать в копилку побед и опыта неудач дебютантов зимних юношеских Олимпийских игр в Инсбруке? Еще раз вернуться к радостям и огорчениям праздника? Что огорчило? Наверное, отсутствие опыта у многих российских дебютантов. Еще рассчитывали на лидерство. В 2010 году на первых летних Юношеских играх в Сингапуре российские юниоры в табеле призеров были вторыми. В рейтинге медалистов Инсбрука российская команда оказалась на пятом месте. Но представители Швейцарии, Японии и Норвегии, стран – лидеров зимнего спорта заняли 7, 8 и 9 места, а команда США осталась в конце десятки лучших. Ну и что?

Кстати о таблице медалистов. На мой взгляд, высшим олимпийским достижением праздника Инсбрука-12 можно считать результат команды, занявшей необычное промежуточное место между 6 и 7 местом. Это команда "пяти переплетенных колец", составленная из спортсменов разных стран.

Зимние игры юниоров – еще одна позиция программы МОК. От участия в них не откажешься. Но с какой целью? Первый вариант: целевая программа борьбы за медали, за умножение славы российского спорта. Второй вариант: программа подготовки и выступлений на Зимних играх, как этап накопления олимпийским резервом опыта с ориентацией на главные победы. Третий вариант: установка на радостное участие в празднике дружбы и реализации олимпийской культурной программы.

Достичь успеха, действуя по первому варианту можно, акцентируя подготовку лидеров в немногих, надежно организованных видах спорта. Извлеките из российской медальной копилки Инсбрука – 12 медалей фигуристов. Теперь потрясите копилку. Звучат медали лыжников, хоккеистов, конькобежцев, сноубордистов, биатлонистов, призов шорт трека. Но здесь меньше золотого звона.

С "фабрикой звезд" фигурного катания вроде все в порядке. Но воспроизвести подобный "менеджеризм" в других видах юношеского спорта невозможно. В каждом случае нужно создать систему, соответствующей реальному положению дел. Хлопотно и долго. Решить задачу, создавая на радость чиновникам, общегосударственную "пирамиду" детско-юношеского спорта? Было такое, было. Результаты выступлений команд на Всесоюзных спартакиадах школьников свидетельствовали о компетентности чиновников республиканских министерств образования. Но из числа школьников – победителей (иногда с фальшивыми паспортами) в состав резерва олимпийских сборных попадали единицы. Проблема первого варианта состоит не только в сложности организации и управления. "Продукт" такой системы – высшее достижение.

Александр Селянинов чемпион Инсбрука-2012 в лыжной гонке на 10 км: "Мне к таким финишам не привыкать – уже не раз "умирал" на последних метрах. Но здесь это нужно было сделать кровь из носу, поскольку соревнования очень серьезные".

Изготовление высших достижений – дело соблазнительное и ответственное. Из интервью корреспондента агентства "Мой спорт" с Никитой Камаевым, исполнительным директором Российского антидопингового агентства:

– В национальных сборных, увеличения числа положительных допинг-проб почти не было. Рост наметился в молодежном спорте, примерно на 20 процентов. Произошло это не случайно. У нас появилась информация о том, что именно в этом возрасте стали чаще использовать допинг. Тут дело в новой системе мотивации тренеров.

– Вы о денежных надбавках за результат?

– Идет финансирование спортшкол на федеральном уровне. Плюс местное финансирование, когда региональные власти заточены на результат, и они мотивируют жильем и всем чем угодно. Поэтому возросла значимость результатов в молодежном спорте. В погоне за ними мы и видим удручающую картину.

– Как с этим бороться?

– Мы разрабатываем специальные молодежные программы профилактики, образования юных спортсменов.

– Но так вы не лишите тренеров той самой мотивации!

– Согласен. Но одна из главных задач РУСАДА – сделать так, чтобы атлеты с детства знали все о допинге, о последствиях его применения, – полагает Никита Камаев.

При втором варианте, когда главной целью подготовки к Играм юниоров определяется создания олимпийского резерва, следует либерально относиться к достижениям и неудачам дебютантов. (Именно такую позицию занял президент Д.Медведев)

Но внешний мониторинг и контроль необходим и в этом случае. Способны ли на это, "заточенные на результат" региональные власти? А может, налицо появление задачи для специальных региональных служб Российского олимпийского комитета?

Наверное, понадобится особая подготовка к участию в олимпийском празднике дружбы и культуры. Налицо особый "механизм" – выступления в составе интернациональных "смешанных командах". Тоже нужно уметь…

Еще напомню слова из заключительного выступления президента МОК Жака Рогга: "В рамках юношеских Олимпийских игр в Инсбруке мы провели большую образовательную программу, в рамках которой рассказывали спортсменам о правильном питании, об организации своего образа жизни, о занятости после завершения спортивной карьеры. … Мы будем организовывать образовательные программы не только на юношеских, но и на взрослых Олимпийских играх – и начнем с Сочи-2014".

МОК приступает к созданию задуманного еще Пьером де Кубертеном олимпийского образования. Участие в этом деле – особая задача.