Современный теннис как сверхдолгая игра

Победитель Открытого чемпионата Австралии по теннису Новак Джокович

Без малого шестичасовой финальный поединок Открытого чемпионата Австралии по теннису, в котором сербский спортсмен Новак Джокович в итоге победил испанца Рафаэля Надаля, вызвал оживленные комментарии в мире тенниса.

Рассказывает спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов:

Финальный матч Открытого чемпионата Австралии, в котором Новак Джокович победил Рафаэля Надаля, стал самым продолжительным и в истории этого турнира, и в истории финалов турниров "Большого шлема". Чтобы завоевать свой третий титул победителя Аustralian Open, сербскому теннисисту пришлось провести на корте 5 часов 53 минуты. Разумеется, столько же времени потратил и его испанский соперник, вот только награды за столь продолжительную игру он не получил. А австралийская публика терпеливо дожидалась окончания этого матча примерно до половины первого ночи по местному времени.

Прежний рекорд, установленный шведом Матсом Виландером и чехом Иваном Лендлом в 1988 году в финале Открытого чемпионата США, был короче на 59 минут. Но самый длинный матч в истории турниров Большого Шлема был зафиксирован на Уимблдонском турнире 2010 года, когда американец Джон Айзнер и француз Николя Маю провели на корте 11 часов 5 минут – с перерывом на ночной отдых…

Увы, таковы правила большого тенниса: пока в решающем сете преимущество кого-то из участников не достигнет двух геймов, матч не прекращается. При этом Джокович с Надалем, в отличие от Айзнера с Маю, лимита ни разу не превысили – решающий сет Джокович выиграл со счетом 7:5. Просто таков был накал борьбы, а соперники почти ни в чем не уступали друг другу.

Есть и еще один фактор: покрытие корта. Ранее Открытый чемпионат Австралии проводился на траве, то есть, на очень быстром покрытии. С тех пор, как его стали проводить на так называемом "харде" – твердом синтетическом покрытии – скорость полета мяча замедлилась. Это не преминуло сказаться на продолжительности матчей, что было особенно заметно в нынешнем году. Вопрос в том, как скажется это на здоровье теннисистов? Джокович провел такой же изнурительный и длинный полуфинал против британца Энди Маррея, да к тому же имел еще и на день меньше отдыха, чем его соперник по финалу Надаль. Конечно, Джокович – безусловно первая ракетка мира, он выиграл четыре из пяти последних турниров "Большого Шлема", но надолго ли хватит у него здоровья при таком изнурительном режиме?

Большой спорт давно уже превратился во вредное для здоровье занятие, и хотя теннисные профессионалы сами выбирают для себя график турниров, долго не играть им нельзя – рейтинг неминуемо падает, а значит, падают и места при посеве на турнирах, и рекламные гонорары. Видимо, предел человеческих сил уже близок, – полагает Алексей Кузнецов.

О том, почему матчи теннисистов стали затягиваться и как этого избежать, говорит заслуженный тренер России, наставник первой ракетки России Михаила Южного Борис Собкин. Он высоко оценивает качество финального матча Открытого чемпионата Австралии по теннису:

– Качество тенниса фантастическое, если честно. Умение создавать и выигрывать мячи на очень высоких скоростях, умение выигрывать мячи после долгого розыгрыша… Это очень бывает сложно, когда ты уже вошел в долгий розыгрыш, очень часто бывает так, кто первый начинает какие-то активные действия, тот и проигрывает. Тут как раз было наоборот: Джокович и Надаль очень долго разыгрывали мяч, искали возможности для атаки и, что самое главное, атаковали – и очень часто успешно.

– Финальный матч продолжался почти шесть часов. Это не опасно для здоровья теннисистов?

– Вообще, пятисетовые матчи опасны для здоровья теннисистов, я об этом уже много говорил. Надо в правилах тенниса записать, что все матчи проводятся из трех сетов и все, но Международная теннисная федерация никак не решается на это – дань традициям и прочее, прочее, прочее. И сразу бы утихли разговоры относительно призовых, кому платить больше, мужчинам или женщинам, – все были бы поставлены в равные условия. То, что я высказываю, публикуется в русскоязычной прессе, но это никому не интересно, поскольку это не доходит до тех людей, которые принимают решения. В личных беседах я это говорил руководству Ассоциации теннисистов-профессионалов, у нас же были в матчах в турнирах серии "Мастерс" финалы в пяти сетах. И руководство АТР отменило все пятисетовые матчи, после чего закончились матчи без тайбреков. АТР нашла волю и возможность все подобное прекратить, а INF этой воли у себя не находит.

– А Международной федерацией тенниса этот вопрос как-то обсуждается?

– Мне трудно сказать, хотя я член тренерской комиссии INF. Это должна рассмотреть комиссия по правилам. О здоровье игроков никто не думает, это дань каким-то традициям. Да, я считаю, что нужно уважать традиции – но в рамках разумного. Теннис другой стал, понимаете, ракетки другие, покрытие – все другое.

– Почему эта проблема встала вдруг именно сейчас?

– Мячи и покрытия таковы, что отскок практически на всех покрытиях замедлился, даже на траве. Отсюда удлинился розыгрыш. Полностью вымерли, как класс, игроки, играющие подачи с выходом к сетке. Эта игра неэффективна на этих покрытиях и этими мячами. Если раньше покрытия "хард" хотя бы были разными, более медленными, менее медленными, – то сейчас они в основном все среднего отскока, ну, чуть-чуть побыстрее, может быть, на Открытом чемпионате США покрытие, чуть-чуть помедленнее, может быть, в Австралии. Так или иначе, все эти покрытия таковы, что очень трудно выиграть мяч с задней линии без долгого розыгрыша. А в сочетании необходимостью играть пять сетов это совсем плохо получается.

– То есть получается, что игроки фактически вынуждены ловить друг друга на ошибках?

– Нет, это не совсем так. Для того чтобы найти возможность для атаки, требуется сделать гораздо больше ударов.

– Есть ли какое-то движение внутри самого теннисного мира – за то, чтобы изменить регламент?

– Если, например, Джоковичу или Надалю сейчас предложить сделать покрытие побыстрее, они оба будут против. Основа их игры – это игра на задней линии. Роджер Федерер будет двумя руками за это. У него есть в игре такие компоненты, которые позволяют ему играть на всех покрытиях одинаково эффективно. Если сейчас все покрытия сделать побыстрее, у Надаля и у Джоковича возникнут проблемы. Да, они чаще сейчас стали ходить к сетке, потому что самим тоже поперек горла стала эта игра на задней линии, когда вот так приходится играть шесть часов. Они оба сейчас "мертвые" после игры, это совершенно понятно. С другой стороны, если сейчас сделать покрытие существенно быстрее, тогда процент ошибок возрастет, сразу поднимут головы игроки, играющие в один-два удара. Сразу конкуренция возрастет. Жо-Уилфриду Тсонга, например, гораздо легче станет играть, поскольку он играет достаточно активно. Кто-то поднимется, а кто-то опустится.

– Это какие-то технологические штуки, просто так развивается технология тенниса?

– Это была идеология в свое время. В то время шли разговоры – что это вообще за игра теннис, одни подачи, к примеру. Горан Иванишевич подает подачу – и все, игры нет, зрителям не интересно, а надо, чтобы игра была. Теперь все замедлилось. Сейчас появилась игра – и все стали уже думать в другую сторону, ведь шесть часов ребята играют, потому что уровень игры очень высокий, и ошибок теннисисты делают мало. Ну, это нормально, маятник качнулся в другую сторону. Теперь уже публике скучно, они просто не выдерживают шесть часов сидеть.

– А теннисистам-то каково?!

– Теннисисты в определенном смысле зависимы от публики. В каком плане? Если теннис будет интересен публике, это и больше спонсоров, и заработки выше, и так далее. Теннис как таковой должен учитывать мнение публики. И сейчас уже начали думать о том, что розыгрыши слишком длинные, что зрителям не интересно, что матчи затягиваются, телевидение не хочет их показывать, потому что очень долго и ненормированно. Уже было много всяких предложений на этот счет, и решающее очко, например, – то, как сейчас в парах играют. Почему тай-брейк играется при счете 6:6, а не при счете 5:5? Ведь теннисный сет до шести, правильно?

– Но это вы прямо на святое посягаете.

– Что значит "на святое"! Когда тай-брейк вводили, тоже говорили, что все на святое посягают. Ввести тай-брек на счете 5:5 – это "тьфу" по сравнению с тем, что было, когда вводили тай-брейк, тогда вообще все были против" Точно так же сейчас можно посягнуть на пять сетов, и никто этого не заметит, через 3-4 года забудут, что играли пять сетов. И публике будет лучше – эти пятисетовые матчи смотреть только фанатам реально, остальным всем, кто просто любит теннис, тяжело это смотреть. Это убивает охоту смотреть, даже такие классные матчи, как финал Джокович – Надаль.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"