Взаимное влияние

Ирина Лагунина: Египетские власти продолжают расследование причин массовой драки между болельщиками после футбольного матча в городе Порт-Саид. А ходе потасовки и возникшей из-за этого давки погибли 74 человека, около тысячи получили ранения. Играли команды Порт-Саида и Каира. В ответ на беспорядки после матча каирская молодежь опять вышла на площадь Тахрир с претензиями к правительству – что не приняли меры, чтобы это остановить и уж тем более, предотвратить. Спортивные болельщики во многих странах составляют довольно неспокойную часть общества. Но в обществах, теряющих или не нашедших свою идентичность, они становятся опасным явлением, беря на себя роль ведущих патриотов страны, полагает сербский социолог, с которым беседовала Айя Куге.

Айя Куге: В начале 90-х годов тогдашний сербский лидер Слободан Милошевич выступил с заявлением: «Что поделаешь, что мы, сербы, не умеем работать – зато мы умеем драться». Сегодня один белградский комментатор переделал этот лозунг так: «Что поделаешь, что мы, сербы, не умеем работать – зато мы умеем играть мячом».
В Сербии появилось предложение: провозгласить 29 января национальным праздником, Днём спортивных побед, поскольку минувшее воскресенье – 29 января – сербы отпраздновали веселее, чем многие официальные праздники. Лучший теннисист мира Новак Джокович в третий раз стал победителем Открытого первенства Австралии, переиграв после почти шестичасового матча испанца Рафаэля Надала, сборная Сербии по водному поло стала чемпионом Европы, обыграв Черногорию, а вечером сборная страны по гандболу завоевала серебряную медаль на Первенстве Европы в Белграде. Ночью этой “исторической даты” на улицы сербской столицы вышла молодёжь – с флагами и петардами. На следующий день на площади у здания городского парламента была организована встреча со спортсменами- победителями, на которой, несмотря на очень холодную погоду, собрались около 20 тысяч человек. Подобные встречи уже стали традицией – они проводятся более 10 лет. Спортсменов в последнее время в Сербии провозглашают не только героями, но супер-героями. Нация ликует. Граждане восхищаются: «Да, мы маленькие, нас лишь восемь миллионов, а побеждаем всех! Мы сильнее всех!». Говорят, что если бы теннисист Новак Джокович выставил свою кандидатуру на президентских выборах, то легко победил бы любого кандидата. Сербы его обожают и считают, что он воплощает в себе, якобы, все типичные характерные черты сербского народа.
Мой собеседник – белградский социолог Сречко Михаилович. В чем причина того факта, что успехи сербских спортсменов - в центре внимания общества? Такое впечатление, что сербы воспринимают победы своих спортсменов так, как будто в этом есть их личная заслуга.

Сречко Михаилович: Такая страна, как Сербия, которая переживает многие недуги, в том числе глубокий кризис общества, после всего, что с ней произошло за последние два десятилетия, теряет собственную идентичность. Её граждане не узнают себя, особенно в мировых масштабах. Живя в социалистической Югославии, они разделяли ту национальную идентичность, которая была у Югославии. А теперь они находятся на распутье и не достаточно узнают себя. Из-за этого спорт начинает представляться как какая-то соломинка спасения для установления собственной идентичности. Когда нет никаких успехов, с помощью которых Сербия могла бы себя приравнять к другим странами в регионе, к Европе, к остальному миру, тогда этому, как в данный момент, может послужить спорт.

Айя Куге: Капитан сербской сборной по гандболу Момир Илич, гордясь победой своей команды, заявил, что вот, Сербия находится на 176 месте по доходу на душу населения в мире, а по спортивным результатам - на самой вершине. Ходит в Сербии даже такой тезис: «Репутация страны зависит от спорта».

Сречко Михаилович: Да, это тезис, который отчасти навязывают политики, а отчасти - средства информации. Свою роль в этом, мне кажется, играют и наши граждане, проживающие за границей и ожидающие любую весточку из Сербии. А в последнее время единственные хорошие новости из Сербии – это новости спорта. Таким образом, это стало своего рода государственной политикой. Если уж говорить совсем цинично, то если у вас нет работы, если вам плохо живется, если у вас нет денег на культурные мероприятия, нет на летний и зимний отдых – это не важно! Зато есть спорт, в котором мы достигаем невероятных результатов и потрясающих успехов.

Айя Куге: Кстати, несмотря на то, что спортивные победы так важны для каждого гражданина Сербии, уважается здесь лишь элитный, профессиональный спорт, а не массовый, и победы – лишь на международной арене, а не у себя дома.
После каждой крупной международной победы, сербские спортсмены получают поздравительные телеграммы от политиков – первым всегда поздравляет президент страны Борис Тадич, который, кстати, сидит на трибунах стадиона всегда, когда ожидается триумф сербского спорта. На это раз он сообщил, что «преклоняется перед гандболистами, ватерполистами и Новаком Джоковичем». Однако последовали комментарии: а почему он никогда не заявлял, что преклоняется перед кем-либо из учёных, или художников.

Сречко Михаилович: Политики в Сербии всегда вмешивались в спорт. Может быть, это связанно с тем, что общество по самой своей культуре питает небольшое доверие ко всем политикам и политическим партиям. Чувствуя эту нехватку доверия граждан, сербские политики пытаются что-то в этом плане возместить, успехи спорта присоединить к своему имиджу в обществе. Из-за этого в управленческих структурах спортивных клубов много политиков. Правда, политиков там желают видеть и сами спортивные общества и клубы – со времен социализма они умели находить деньги для спорта. Однако сегодня с уверенностью можно утверждать, что больше пользы имеют политики от спорта, чем спорт от политиков. Помимо этого, любопытно то, что спортивная публика своими методами платит политикам за это их вмешательство, их колонизацию спорта. Именно поэтому на стадионах происходит политизация спорта. И особенно ярко это проявляется в экстремистских группах болельщиков. Они не только выкрикивают политические лозунги и, порой кажется, больше болеют “за” и “против” того или иного политика, чем за то, что происходит на спортивном поле. В результате спортивные болельщики вмешиваются в политику и, уходя со стадионов, выносят на улицы уже не свои спортивные, а свои политические пристрастия, сохраняя символику групп болельщиков.

Айя Куге: Успехи успехами, однако, спортивные матчи в Сербии часто сопровождаются насилием. Так, во время Европейского первенства по гандболу в области Воеводина, в городе Нови Сад было совершено нападение на хорватских болельщиков. Хорошо организованные группы хулиганов после матчей Хорватии, две ночи подряд нападали на автомашины с хорватскими номерами, на их пассажиров – бросая в них камнями, палками, пытаясь вылить жгучую смесь. Сербская полиция это насилие не предупредила. Но потом, во время финальных матчей в Белграде было задействовано около 5 тысяч полицейских и всё прошло почти идеально. Правда, в зале появились лишь пара десятков хорватских болельщиков. Наш собеседник – сербский учёный-социолог Сречко Михаилович в белградской прессе выступил с предложением, что нужно было запретить проведение в Сербии Европейского первенства по гандболу. Почему?

Сречко Михаилович: Это было метафорой – учитывая тот факт, что недавно сербская полиция не допустила, практически запретила, проведение гей-парада - под предлогом, что она не в состоянии предупредить возможные беспорядки и столкновения, которые могут возникнуть. Я подумал: если тогда нашли такое оправдание, почему и по поводу европейского первенства по гандболу полиция не отреагировала таким же образом - не запретила его проведение в Сербии? На самом деле речь идёт о неспособности полиции предсказать, прогнозировать события и предупредить их. Именно на примере этого первенства было видно, какой полиция может быть эффективной, когда хочет. Это относится к обеспечению порядка во время полуфинальных и финальных матчей по гандболу. Почему полиция не была так же хорошо организована и в городе Нови Сад, почему там она не вмешалась и не прекратила этот позор? Позор, который нам принесли болельщики (если речь в принципе идет о болельщиках). И этого позора было больше, чем пользы от успеха наших гандболистов.

Айя Куге: Это правда, что сербское государство обычно очень вяло реагирует на насилие на спортивных мероприятиях. Правящие политики, кажется даже напротив, постоянно подлизываются к болельщикам. А какие цели преследуют группы этих, так называемых “болельщиков”, часто связанных к экстремистским группировкам правых. Почему эта молодёжь проявляет такую агрессивность?

Сречко Михаилович: В ситуации общей разрухи и распада моральных ценностей, когда трудно определить национальную идентичность гражданского общества, молодежь движется туда, куда двигаться легче и доступнее всего. Когда нет другого выхода, для многих молодых людей решением становится улица. Тем более, что в нашем обществе долгое время стимулировалось насилие, оно являлось государственной или, по крайней мере, общественной политикой. У нас насилие не наказывается соответствующим образом. В этом виновата не только полиция, но и другие органы власти – прежде всего органы правосудия. Они не исполняют свою часть работы, так же как не исполняет ее система образования, и в меньшей мере спортивные организации. В такой атмосфере общей ориентации на насилие, насилие экстремистских групп болельщиков кажется даже нормальным явлением.

Айя Куге: Капитан сербской сборной по гандболу Момир Илич заявил: «сложно не побеждать на глазах у такой публики!». Спортивные болельщики в Сербии считают себя патриотами.

Сречко Михаилович: Конечно! Они ведь считают себя исключительно важным фактором. Если вспомнить даже «не патриотические» времена – пару десятков лет назад - и тогда болельщики себя порой чувствовали важнее самих игроков. Болельщики считались дополнением к спортивному полю. Считалось, что в случае поражения они легко добьются удовлетворения своих амбиций, избив болельщиков клуба противника. Сегодня всё это делается под видом патриотизма, или по политическим мотивам. Спорт перенасыщен национализмом, или подчёркнутой демонстрацией национальной принадлежности. Ничего нового в этом нет. Ведь спорт частично и основан на симуляции межнациональных конфликтов – это давно отмечено в некоторых социологических теориях. А с другой стороны, спорт для многих из нас является заменой того, чего нам не хватает, того, что мы не осуществили в личном плане, или в плане политики, государства и нации.

Айя Куге: Мы беседовали с белградским социологом, доктором наук Сречко Михаиловичем.