Политолог Андрей Пионтковский – о том, как кандидаты в президенты превратились в белые клеточки

Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский опубликовал блог "Четыре клеточки". Главная его мысль – зарегистрированные кандидаты в президенты, не выступив на митинге 4 февраля, фактически отказались от идеи стать техническими президентами, которые могли бы демократизировать избирательное законодательство, объявить новые парламентские выборы и уйти в отставку, чтобы затем участвовать в новых, честных выборах президента.

В посте Андрея Пионтковского, в частности, говорится:

"Кандидатам, тщательно отобранным Путиным в качестве мальчиков для битья, был предоставлен исторический шанс – отказаться от шутовской роли и стать общенациональным президентом переходного периода. Для этого им предлагалось заключить контракт с обществом – в случае победы провести демократические реформы и через 1,5–2 года уйти в отставку, обеспечив проведение действительно свободных выборов.

Казалось, что по крайней мере один из них, Миронов, готов принть эти условия и его пригласили выступить на митинге на Болотной. Бывший десантник мог уйти с этого митинга совершенно другим человеком – героем и будущим президентом переходного периода. Он предпочел остаться путинским холуем. Или его заставили таковым остаться. <…>

Очевидно, почему не был зарегистрирован Явлинский. С ним концепция общенародного президента переходного периода могла заработать. Четыре же допущенных клоуна после их отказа принять требования митингов стали абсолютно неинтересны нам как личности. Их необходимо рассматривать 4 марта просто как четыре клеточки в бюллетене, в любой из которых можно поставить галочку против Путина. Не важно, в какой.

Обязательно надо идти 4 марта на выборы и голосовать против Путина. И обязательно надо организовывать массовое наблюдение. Чем больше нас, противников Путина, придет, тем на большие фальсификации им придется пойти. Тем позорнее для них будут публичные разоблачения. Тем меньше будет легитимность их пахана в глазах общества. Тем больше людей выйдет преградить ему дорогу в Кремль".


Андрей Пиотковский ответил на вопросы Радио Свобода.

– Вы предлагали гражданскому обществу "убедить кандидатов подписать с ними контракт": в случае избрания провести новые выборы, фундаментально демократизировать законодательство и досрочно подать в отставку. После шествия и митинга вы констатировали, что зарегистрированные кандидаты этим не воспользовались и потому теперь "неинтересны". За это несет ответственность гражданское общество или кандидаты?

– Конечно, кандидаты. Гражданское общество выдвинуло эту идею. Зюганов почти со всем согласился, кроме существенной детали - уйти в отставку после окончания переходного периода. Миронов же принял требования с большим энтузиазмом. За что оргкомитет митинга и пригласил его выступить. И вдруг Миронов отказался, причем его аргументация (он предложил отдать свое время выступления другим - например, Парфенову и Шевчуку; а также сказал, что нехорошо будет, если выступать будут лишь некоторые кандидаты в президенты) была смехотворной и неубедительной. Видимо, он находился под давлением. Наверное, Путин ему запретил. Так Миронов потерял возможность стать серьезным политическим деятелем.

– Как голосовать против Путина, если ни один из зарегистрированных кандидатов в президенты контракт с обществом не заключил?

– Очень просто. Зарегистрированные кандидаты потеряли для нас интерес как политики и личности, превратившись в белые клеточки на бюллетене. В любой из них можно поставить галку, чтобы проголосовать против Путина. Наша задача - не дать ему получить пятьдесят процентов в первом туре.

А если кому-то отвратительно ставить галку в одну клетку (хотя надо забыть о фамилиях и рассматривать это исключительно как клетку без Путина), то можно поставить галки в две-три клетки, кроме путинской. Тогда бюллетень будет признан недействительным. По закону Путин должен получить 50 процентов от всех опущенных в урну бюллетеней, и испорченный бюллетень тоже будет работать на нас.

– А не проще ли тогда заменить кампанию "Ни одного голоса Путину" кампанией "Портим бюллетени"?

– Пусть каждый выбирает сам.

– К требованиям митингующих добавилось новое: зарегистрировать Явлинского. Как это отразится на избирательной кампании?

– Идеологически можно объединиться вокруг кого угодно, в том числе и вокруг Явлинского. Но это не заставит его фамилию появиться в бюллетене.

– Представим, что Путин в первом туре не побеждает. Что делать во втором?

– Во-первых, надо до него дожить. Во-вторых, судя по сегодняшнему заявлению Дмитрия Пескова, такого не допустят. Он сказал, что Путин уверенно победит в первом туре. Так они сами себя загнали в ловушку: для победы в первом туре потребуются масштабные фальсификации. И мы их поймаем. Власть Путина будет делегитимизирована.

Если же во второй тур все же выходят Путин и, скажем, Зюганов, мы голосуем за Зюганова, чтобы не допустить пожизненную диктатуру Путина. Тем, кому голосовать за Зюганова страшно, объясню: от того же Зюганова через несколько месяцев общество потребует уйти в отставку, потому что он выиграл на нелегитимных выборах, на которые не был допущен Явлинский. А справиться с Зюгановым гораздо легче, чем с Путиным.

Тем более стоит помнить, что гражданское общество крепнет. В двадцатиградусный мороз в шествии участвовали более ста тысяч человек. Думаю, это эквивалетно миллиону демонстрантов в ясную теплую погоду. А люди с митинга на Поклонной - это те, кого гнали поддерживать Путина силой, угрожая увольнением, или те, кто хотел на митинге заработать. Они унижены и вполне могут отплатить Путину тем, что за него не проголосуют.