Политолог Уильям Аллен - о лидерах "республиканской гонки"

Слева - направо: Рик Перри, Рик Санторум, Митт Ромни, Ньют Гингрич и Рон Пол. Явного фаворита пока нет.

В трех американских штатах начался подсчет только что закончившихся голосований по выдвижению кандидата в президенты от Республиканской партии. По предварительным данным, в очевидные лидеры выходит бывший консервативный сенатор от Пенсильвании Рик Санторум.

На кокусах в штате Миннесота Рик Санторум на данный момент набрал 45 процентов голосов. Конгрессмен от Техаса Рон Пол – 27 процентов. Бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни – 17 процентов. Бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич – 11 процентов. В штате Колорадо картина такая: Санторум и Ромни – по 37 процентов, Гингрич – 17 процентов и Пол – 9 процентов. Санторум с 55 процентами голосов более чем вдвое опережает Ромни и в штате Миссури, где прошли необязательные праймериз. Подсчет голосов еще далек до завершения, однако уже сейчас очевидно, что прорыв Санторума может сильно изменить картину предварительных голосований.

В чем на данный момент состоит основная интрига предварительных голосований в стане республиканцев? На этот вопрос отвечает политолог из университета штата Мичиган Уильям Аллен:

– Для Митта Ромни сохраняется неопределенность относительно того, как, после проведенных 7 февраля кокусов и праймериз в трех штатах, пойдет его предвыборная кампания. Убедительная победа Рика Санторума в Миннесоте и Колорадо означает, что Митту Ромни придется полностью выложиться на агитационных мероприятиях в первой половине марта, когда одно за другим состоятся предварительные голосования в ключевых южных штатах. Ромни надеется хорошо подготовиться, прежде всего, к "супервторнику" 6 марта, когда голосования пройдут одновременно в 10-ти штатах. Сейчас Ромни не волнует даже его самый злостный оппонент Ньют Гингрич, который, кстати, не агитировал в Колорадо, Миннесоте и Миссури. Ромни продолжит делать все, чтобы подавить любые признаки усиления позиций Рика Санторума. Сейчас он более всего озабочен переломом в пользу Санторума.

– Ньют Гингрич решительно заявляет, что повторит свой успех, достигнутый на январских праймериз в Южной Каролине, и в мартовский "супервторник" победит не только в родной Джорджии, но и в других южных штатах. Если Гингричу это удастся – как это изменит картину ближе к августовскому общенациональному партийному съезду?

– Если результаты праймериз в мартовский "супервторник" окажутся неблагоприятными для Ромни, то борьба сохранит свою остроту и даже усилится – вплоть до окончания сезона праймериз в конце июня. Напомню, что для получения номинации претенденту надо набрать как минимум половину голосов делегатов партийного съезда. Это будет жесткая схватка. Гингричу очень нужна победа в "супервторник", чтобы окончательно не похоронить надежду на получение номинации.

– Рик Санторум, шедший третьим номером, по результатам голосований 7 февраля стал первым. Каковы в целом его шансы оттеснить Ньюта Гингрича со второго места и закрепиться в качестве серьезного оппонента Ромни?

– Он сможет это сделать, если ему удастся переманить к себе тех консервативных избирателей, которые сейчас поддерживают Ньюта Гингрича. Если они решат сплотиться вокруг кандидата, в биографии которого нет негативных фактов, как у бывшего спикера палаты представителей, то, несомненно, уйдут к Санторуму. Однако неизвестно, окажется этот отток масштабным или частичным. В последнем случае голоса просто распределятся между разными кандидатами, что резко снизит шансы и Санторума и Гингрича.

– Несмотря на явный успех Митта Ромни в предыдущие недели, многие избиратели все еще сомневаются, является ли он тем кандидатом, который сможет противостоять демократу Бараку Обаме на президентских выборах. Что может заставить их сделать окончательный вывод о безальтернативности Ромни?

– Если Ромни наберет достаточно голосов к апрелю, то в глазах избирателей он будет тем кандидатом, кто станет достойным конкурентом Обамы на выборах. В противном случае электорат продолжит пребывать в сомнениях. Люди не забыли, как на выборах 2008 года республиканец Джон Маккейн проиграл демократу Бараку Обаме. В определенной степени, отождествляя роль сегодняшнего Ромни с ролью тогдашнего Маккейна, избиратели опасаются, что против нынешнего президента-демократа в очередной раз будет выставлен умеренный республиканец, неспособный убедить голосующих в своих явных и неоспоримых преимуществах перед Обамой. Ромни все еще предстоит доказать, что такие преимущества у него есть. Но он не может в одночасье превратить себя в героя-консерватора, какие бы усилия ни прикладывал его предвыборный штаб. В этом его большая проблема.