Уолл-стрит подает сигнал

Курсы акций на Уолл-стрит взмыли до самого высокого за три года уровня на фоне неожиданно оптимистичных данных о падении безработицы.

Глава федеральной резервной системы Бен Бернанке лишь две недели назад обещавший прибегнуть к новым мерам финансового стимулирования, взял свои слова обратно. Аналитики также резко меняют свои нейтральные прогнозы на положительные. Что происходит?

Экономические показатели последнего квартала превзошли ожидания огромного большинства аналитиков.

– Состояние экономики сегодня гораздо лучше, чем мы прогнозировали, – признается ведущий сотрудник Гудзоновского института Джон Вейкер. – Но еще рано говорить, что изменения к лучшему необратимы, так как заметное сокращение безработицы и увеличение розничных продаж пришлись на ноябрь и декабрь. А это – период праздников, в который магазины традиционно нанимают множество временных работников. Насколько прочны перемены в сфере занятости, станет окончательно понятно только через месяц-другой. И тот факт, что биржа неуклонно идет вверх, не должен сам по себе внушать нам чрезмерный оптимизм, ибо фондовые рынки и реальная экономика – вещи очень разные: котировки могут повышаться даже тогда, когда макроэкономические показатели падают. Беспокойство у государства и экспертного сообщества вызывает сегодня не биржа, а ситуация на рынке труда и недвижимости, – считает Джон Вейкер.

Если безработица будет сокращаться нынешними темпами, то к президентским выборам в ноябре она составит семь с половиной процентов, что в сравнении с прошлыми пострецессиоными показателями все равно выглядит не очень убедительно. И это притом, что реальный уровень безработицы, по словам экономистов, выше, поскольку в числе безработных не учитываются те, кто перестал искать работу. Часть трудоспособного населения, имеющая работу, составляет сегодня в США 64% – самый низкий уровень с 1983 г.

Если динамика рынка труда все же дает основания для оптимизма, то ситуация на рынке недвижимости остается неудовлетворительной, и изменить ее пока не смогли ни Буш-младший, ни Барак Обама. Последнюю меру, предпринятую президентом Обамой, призванную облегчить отдельным группам домовладельцев ежемесячные платежи по ипотеке, эксперты расценивают скорее как предвыборный ход, который не возымеет реального экономического эффекта.

Наблюдатели отмечают одну странную особенность выхода из последней рецессии: несколько раз ситуация планомерно менялась к лучшему в течение двух-трех месяцев, а затем внезапно экономика вновь начинала буксовать. Причины этих сбоев до конца не ясны, и не исключено, что они могут повториться. Не говоря уже о том, какой урон США и остальному миру может причинить усугубление финансового кризиса в Европе.

– Учитывая потенциально взрывоопасную обстановку в Европе, президент Обама до выборов будет всячески избегать каких-либо резких шагов в экономике, – полагает ведущий сотрудник Манхэттенского института Дайана Фуршгот-Рот. – Это значит: никаких радикальных регуляционных мер, никакого повышения минимальной оплаты труда или новых налогов.

Об оздоровлении экономической ситуации в США и других промышленно-развитых странах мира свидетельствует и удорожание сырьевых ресурсов вследствие возросшего спроса на них.