Минус 27, самый центр Казани, площадь у памятника первому руководителю Татарской Автономной советской социалистической республики Муллануру Вахитову.
Ведущий митинга: «Каждый месяц, по нескольку раз в месяц мы выходим и обращаемся к власти. Раз за разом мы высылаем наши резолюции ответственным лицам, но почти ничего не происходит».
Олег Павлов: Лидер татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин, он делится своим мнением со мной и рассказывает, что власть людей слышать отказывается. Поэтому число приходящих на митинги меньше не становится.
Руслан Зинатуллин: «Сейчас для власти главное провести эти выборы и избрать Путина на еще один срок. А потом, они надеются, что все само собой уляжется. Так вот – ничего уже не уляжется, мы будем выходить на митинги столько, сколько это будет нужно».
Олег Павлов: Площадь у памятника Муллануру Вахитову – это самый центр деловой части Казани. Близость торговых комплексов, несколько университетов рядом, офисы и качественная звуковая аппаратура, обеспечивали дополнительных наблюдателей и слушателей. Кто-то останавливался на тротуаре через дорогу, кто-то выглядывал из окон, предпочитая оставаться в тепле. С трибуны выступал известный казанский оппозиционер, член КПРФ, Игорь Веселов. По его словам именно центральная власть заставляет местных чиновников идти на фальсификации выборов.
Игорь Веселов: «Путин используя свое должностное положение, влияет на регионы путем выделения средств: « Кто даст процент – тому дам денег, кто не даст – тому не дам». В итоге наша татарстанская власть, чтобы получить какие-то субсидии вынуждена идти на фальсификации».
Олег Павлов: Журналист и один из организаторов митинга, член вновь созданного «Гражданского Союза» Алексей Топоров, обратил внимание на клановый характер российского капитализма.
Алексей Топоров: «Чтобы сделать крупный бизнес у нас в республике, надо иметь знакомства, надо иметь отношение к определенным семьям. И без этого никто и ничего не живет. Публикуют рейтинги самых богатых и самых влиятельных людей республики и они каким-то удивительным образом получается, что все эти люди, их фамилии совпадают с теми, кто руководит нашим государством».
Олег Павлов: Первый секретарь татарстанского рескома КПРФ и депутат Госсовета республики Хафиз Миргалимов сообщил, что коммунисты выступают за новые выборы, что они готовы сотрудничать со всеми партиями и организациями и высказал сомнения относительно результатов голосования 4 декабря в Татарстане.
Хафиз Миргалимов: «Мы не поверим, что 99% проголосовали. За что голосовать? За ту ситуацию? За ту промышленность разваленную?».
Олег Павлов: На митинге бросалось в глаза обилие националистических флагов, что ранее было не свойственно Татарстану, который всегда славился толерантным отношением наций друг к другу. Еще более поражало, что эти флаги и лозунги держали совсем молодые люди. По их словам, они не видят себя в этой республике, что для них закрыты все сколько-нибудь значимые должности, к которым можно стремиться. Юноша, назвавшийся Дмитрием, рассказал, что в университетах на них оказывают сильное давление.
Дмитрий: «Существует такое постоянное давление на молодежь. Во всех университетах предупреждали, чтобы не ходили на митинги, мол, это плохо для вас закончится. Если они открыто идут против закона, против конституции, против свободы слова, то мы должны бороться за свои права».
Олег Павлов: Митинги и шествия остаются единственным способом выразить свой протест. Один из заявителей акции 4 февраля в Казани, лидер «Гражданского Союза» Борис Бегаев именно эту причину называет основной.
Борис Бегаев: «Почему мы выходим? А какие другие законные способы есть? Что, Вконтакте сидеть или в интернете? Суды не работают. Письма отправлять бессмысленно, по этим письмам только вычисляют людей, которых нужно пригласить в отдел «Э».
Олег Павлов: Акция «За честные выборы» 4 февраля в Казани изначально была запланирована в форме митинга. Были планы, как и в Москве, провести шествие, но от идеи отказались из-за резко негативного отношения властей к демонстрациям. Тем более что в мэрии сразу предложили удобные и людные площадки для митинга на выбор и быстро его согласовали. Вместо запланированных 40 минут, акция в Казани длилась почти 2 часа. Мороз и полиция проведению митинга не препятствовали.