Последний всероссийский опрос Аналитического Центра Юрия Левады не показал заметного изменения общественных настроений по сравнению с декабрем минувшего года. Что это значит, учитывая тот факт, что протестная активность в крупных городах явно нарастает?
Последний всероссийский опрос Аналитического Центра Юрия Левады не показал заметного изменения общественных настроений по сравнению с декабрем минувшего года. Деятельность Владимира Путина на посту премьер-министра одобряют сейчас 64% опрошенных. (Это на три процента меньше, чем в ноябре.) 34% граждан заявляют о том, что не одобряют деятельности премьер-министра. У президента Дмитрия Медведева - 57% одобряющих против 41% не одобряющих. За последний год этот показатель снизился на 12 процентных пунктов, но все еще остается достаточно высоким. Опросы проведены 20-23 января по репрезентативной всероссийской выборке среди 1600 человек. Статистическая погрешность – 3,4%. Вот комментарий Бориса Дубина, заведующего отделом социально-политических исследований Левада-центра.
Борис Дубин: В России есть большинство, которое понимает себя как зависимое от власти, бурчит на власть, но, тем не менее, понимает, что кроме надежд на знаки внимания со стороны власти рассчитывать не на что и не на кого. И в это большинство входит, по разным опросам, по разным проблемам, от 60 до 80% населения страны. В последнее время появилось некое меньшинство. Раньше мы писали, что оно составляет от 15 до 20% населения. Нам так кажется, что на нынешний день эти люди, особенно в крупных городах, проявили себя в гражданском, политическом, может быть этико-эстетичесвком отношении, но поскольку есть большинство в 60-80%, то по последнему опросу одобрение Медведева 57% взрослого населения.
Вероника Боде: Но тем не менее, какие-то перемены происходят и в большинстве?
Борис Дубин: Для сравнения: год назад в январе 2011 было 69, сегодня все-таки свыше 40% его деятельность на этом посту не одобряют. Год назад их было 29%. То есть подвижки очевидны и очень заметны. С Владимиром Владимировичем Путиным тоже подвижки в том же направлении, хотя и менее резко выраженные. Сегодня одобряют его деятельность на посту премьер-министра 64%, год назад их было 72. Все-таки сегодня больше трети населения не одобряют, как исполняет свои обязанности Владимир Владимирович Путин, год назад их было четверть.
Вероника Боде: Изменились ли в последнее время настроения россиян по поводу предстоящих президентских выборов?
Борис Дубин: Если брать президентский рейтинг, то есть сколько бы проголосовало, давайте дадим ответ на два вопроса, один на вопрос открытый, где список не предъявлялся нашим респондентам, они сами должны были вспоминать, придумывать фамилии тех, за кого бы они проголосовали. Тут получается, что за Путина сегодня проголосовали бы 37% взрослого населения страны. Когда мы предъявляем список, в этом списке политиков, за кого бы вы проголосовали, то от числа определившихся, тех, кто придет на выборы, это 63%. Но ситуация пока не закончившаяся. Порядка 40% населения, которое вправе голосовать, пока еще не определилось.
Вероника Боде: Говорил социолог Борис Дубин. На вопрос, в правильном ли направлении идет страна, положительный ответ дают сегодня 41 % опрошенных. Чуть меньше, 38% граждан, полагают, что страна движется по неверному пути. Впрочем, эти цифры в течение последнего года менялись не слишком сильно, в отличие от рейтингов первых лиц государства. Слово независимому политическому обозревателю Кириллу Рогову.
Кирилл Рогов: В декабре резко ухудшились оценки Владимира Путина. Баланс положительных оценок, он положительный, но он упал с 37 пунктов до 27 по сравнению с ноябрем. Сейчас он немножко выправился, он стал 30. Вообще судя и по ФОМу, и по Левада-Центру, такой негативный тренд по отношению к Владимиру Путину не преодолен.
Вероника Боде: Насколько я понимаю, вы считаете, что современный социологический инструментарий не совершенен и дают завышенные рейтинги правящему тандему и партии власти?
Кирилл Рогов: Да. У нас еще проблема заключается в том, что такие инструменты в принципе приспособлены для демократической системы, когда нормально работают СМИ, и тогда можно уловить, как люди реагируют на общенациональную повестку, на ее изменение. В нашей ситуации это выглядит не так. И люди, чем меньше получают информацию о политических вариантах, меньше политических разговоров и обсуждение повестки жизни, тем труднее формулируется собственные суждения о политической реальности. В этой ситуации люди, как правило, закрываются, им трудно сформулировать свои ощущения.
Вероника Боде: Можно ли таким образом объяснить и тот факт, что предвыборные рейтинги партий совпадают с данными ЦИК, несмотря на то, что наблюдатели фиксируют масштабные фальсификации, вбросы бюллетеней?
Кирилл Рогов: Да, я думаю, что это искажение происходит на уровне интервьюеров. Оно связано с тем, что люди отказываются отвечать на их вопросы. Те, кому легко присоединиться к мнению большинства, а мнение большинства, как уверяет телевизор – это то, что они поддерживают и Путина, и "Единую Россию", тем, которым легко присоединиться к этому мнению, они отвечают интервьюерам. Тем, кто абсолютно убеждены, что они против, они тоже отвечают. А те, кто против, но им трудно присоединиться к мнению, которое противоречит мнению большинства, они отказываются отвечать. Таким образом миф о большинстве путинском, о большинстве "Единой России", который транслируется с телевизора, он затем транслируется в социологическое исследование, потому что люди не решаются пойти против этого мифа, не решаются сформулировать свою позицию, которая не совпадает с той, которую им объясняют, что это позиция большинства. Но на выборах они ведут себя иначе, они там более свободны. И поэтому мы получаем такое значимое расхождение.
Вероника Боде: Это был политолог Кирилл Рогов. Лозунг «Россия без Путина!» поддерживают на данный момент 21% опрошенных Левада-Центром. Считаете ли вы, что декабрьские события в России отразились на популярности Путина? На вопрос Радио Свобода отвечают жители Обнинска.
- Я думаю, это и ранее произошло. Отразилось недоверие общества, в недовольстве общества.
- Безусловно. Народ протестует, значит что-то не нравится.
- Конечно. Выборы фальсифицированы – никто не станет спорить.
- Да. В 2010 году гораздо более процентов собрали единороссы. Не доверяет народ правительству.
- Мне кажется, да.
У Путина, конечно, рейтинг упал – видно по всему. Выборы будут непростыми для Путина, скажем так.
- Да, конечно, отразились. Никто не ожидал, что так организовано столько людей выйдет. И потом сам контингент, кто вышел, маргиналов среди них мало было, пускай прислушиваются.
- Мне как-то без разницы.
- Да, наверное. Путин стал покладистее, к народу стал ближе.
- Они давно непопулярны.
- Путин немножко обнаглел. Потому что позволяет себе народ обзывать бандерлогами и белые ленточки презервативами. Это даже просто непорядочно. Лично у меня он не вызывает популярности.
- Да, оказали влияние на популярность. Все-таки они должны обращать внимание и прислушиваться.
- Эти протесты были не в их пользу.
Вероника Боде: Голоса жителей Обнинска записал корреспондент РС Алексей Собачкин. Фонд «Общественное мнение» еженедельно проводит всероссийский опрос по репрезентативной выборке среди трех тысяч человек. По данным от 4-5 февраля, 13% опрошенных заявляют о своей готовности участвовать в акциях протеста, а 78% к этому не готовы. Видимо, рост протестной активности в крупных городах несколько теряется на фоне малых городов и сел, население которых составляет большинство. Исследование комментирует Владимир Шляпентох, профессор университета штата Мичиган (США).
Владимир Шляпентох: Я бы сказал одним словом: почти полное равнодушие граждан к политическим процессам в своей стране, то есть к тому, что вывело людей на Болотную площадь и на Сахаровский проспект. В этих данных эти два знаменитых места в Москве абсолютно не просматриваются. И это удивительно. Вот что людей заставляет высказываться негативно о власти. На первом месте низкие зарплаты, низкий уровень жизни, бедность – 15%, нравственная инфляция – 15%, безработица – 5. И где же у нас те мотивы, которые толкнули людей на Болотную площадь? Возмущение нечестными выборами – ничтожные 3%. Вот как обстоят дела.
Вероника Боде: Как вы думаете, почему так происходит?
Владимир Шляпентох: Это происходит потому, что материальная жизнь людей интересует всюду, и даже в Соединенных Штатах Америки больше, чем политические процессы и так далее. Это такой почти вульгарный марксистский закон: материальная жизнь для людей номер один. Правда, потом говорится, что как только у людей благосостояние выросло, люди все более и более начинают быть озабоченными демократическими ценностями, моралью и другими. Верно. Но если материальная жизнь не в порядке, если материальная жизнь бескопокит людей, то на этом и концентрируется их внимание. И я думаю, что стратегия Владимира Владимировича Путина, избирательная стратегия будет на этом и строиться.
Вероника Боде: Отмечает профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох. Итак, протестные настроения наиболее заметны сейчас в активном и продвинутом меньшинстве, особенно в крупных городах России. Большинство пока остается в состоянии относительного покоя, и это нормально: эксперты отмечают, что все заметные политические перемены начинаются обычно с меньшинства. Характерны в этом смысле ответы на вопрос Левада-Центра: «Что сейчас больше всего угрожает стране?» Основные угрозы, которые видят россияне, это – рост цен и обнищание населения (так думают 58% опрошенных) и безработица (40%). Возможное установление диктатуры беспокоит только 5% граждан, а ограничение свобод – лишь 2% респондентов.