Дефолт и реставрация

Афины. Февраль 2012 г.

В российских блогах на один день неожиданно наступила реставрация: Слон.ру публикует пост об успешной модернизации Путина, из препринта новой книги Валерия Панюшкина на openspace следует, что революция начала девяностых в России достигла своей цели, а высшим культурным достижением эпохи провозглашена московская "Афиша". Чувство глубокого удовлетворения неуклонно близится к апогею.
Максим Саморуков на "Слоне" убеждает нас, что Россия попросту не заметила своей авторитарной модернизации, а либералы, мечтательно призывавшие в конце 90-х Пиночета, не узнали его во Владимире Путине:

За последние 12 лет подушевой ВВП (по паритету покупательной способности) в России вырос в два с лишним раза: с $7000 до $17 000. Телевизоры, отдых за рубежом и даже иномарки перестали быть роскошью. В Петербург из Москвы можно доехать за три часа, а страна впервые за несколько десятилетий зерно не импортирует, а экспортирует. Тут обязательно возразят, что никаких модернизационных усилий наш режим не предпринимает, а только паразитирует на нефтегазовых сверхприбылях. Но благоприятные внешние факторы легко отыскать у любой авторитарной модернизации. Что бы сейчас было с Чили, если бы не цены на медь? Много намодернизировал бы Чан Кайши, если бы не американские советники и миллиарды долларов помощи? У России доля сырья в экспорте – 70%, а у Норвегии – почти 80%. Будь у Южной Кореи или Тайваня минеральные ресурсы – они бы тоже сырье экспортировали. Пришло время осознать, что авторитарная экономическая модернизация в России уже закончилась, и закончилась довольно успешно. Те несколько тысяч долларов подушевого ВВП, которые отделяют Россию от уровня развитой страны, прирастут в ближайшие годы хоть с Путиным у руля, хоть без.

Валерий Панюшкин, кажется, подводит похожие итоги последних двух десятилетий. В прологе своей книги он спрашивает:

Про 1990-е годы в России принято спорить. Демократическая революция или развал великой страны? Рыночные реформы или грабительский капитализм? А что, если не было никакой демократической революции? Что, если революция 90-х в России была вовсе не буржуазной и вовсе не демократической? Что, если на баррикадах у Белого дома мы сражались не за плюрализм и народовластие, а за джинсы и шампунь с кондиционером в одном флаконе? Что, если революция 90-х — это потребительская революция?

Которая, надо полагать, завершилась абсолютной победой потребляющих, и библией этих победителей является московская "Афиша", точную характеристику которой дает в ЖЖ юзер ivangogh:

Этот журнал вроде как о столичных развлечениях, прошел яркий путь от "Вопросов философии" в картинках через отраслевой "Вестник джентрификации" и альманах "Великие луки" к почти полному ремейку газеты "Не дай бог!" Последняя "Афиша" с блеском сыграла в саму себя и, одновременно, обозначила новый модный тренд - ностальгию по "эпохе стабильности". Как будто и не было этого сумасшедшего 2011-го, группы Война, Навального и Болотной площади. Все по старому, как в старых добрых 00-х. Снова проплаченные ресторанные рецензии не разбавляются рафинированным хамством колонок светских критиков. Как в лучшие годы, Данилкин сосредоточился на фикшн, забыв, видимо, зайти в "Циолковский" за новой порцией научпопа. Снова на последней странице интервью со фриком – правда, немного странно видеть в его роли самого Альфреда Коха. И даже есть материал - вы не поверите! - о Москве! Обозреватели "Афиши" выдавили скупую слезу хипстера над простывшим шашлыком с ВДНХ. А в разделе "Кино" опубликовали переводное интервью.

***
В англоязычной блогосфере обсуждают ситуацию в Греции, правительство которой старается последовательно исполнять требования Евросоюза и урезает бюджет на фоне нарастающего недовольства населения. Профессор Бард-колледжа Уолтер Рассел Мид пишет в блогах портала The American Interest:

Кредиторам Греции рано радоваться. Правительство страны, возможно, готово соблюдать взятые на себя обязательства, однако это не будет иметь никакого значения, если страна останется без правительства. А такая перспектива в свете событий последних дней становится все ближе. Пока в здании парламента шло голосование, на площади перед ним бушевали уличные страсти.

Колумнисту портала Guardian экономисту Дэвиду Бланчфлауэру позиция протестующих представляется не только более твердой, чем решения греческого правительства, но и в чем-то более логичной:

Несмотря на все соглашения между Афинами и Брюсселем, греки потеряли последнюю надежду. Протесты и социальная напряженность кажутся вполне разумным решением для обычных граждан, на плечи которых и ложится основная тяжесть государственного долга. Сокращать в такой ситуации минимальную заработную плату не самое умное решение. Выход из зоны евро и введение обесцененной драхмы теоретически приведет к росту туризма, который сейчас так необходим. Этот вариант на данный момент лучший из всех обсуждаемых. Хотя, конечно, у Ангелы Меркель еще есть время достать чековую книжку. В противном случае все рухнет, причем очень скоро.

Автор блога Stonegateinstitute Питер Мартино вспоминает, что европейские функционеры самого высокого уровня уже давно прочат распад еврозоны, считая его благом:

Прошлой осенью канцлер британского казначейства Норманн Ламонт процитировал Черчилля, сказавшего "если не смотреть реальности в лицо, она сама заглянет тебе в глаза», и от себя добавил: "следует уже сейчас признать, что эксперимент с евро провалился. И Европе, и Британии, и всему остальному миру было бы только лучше, если бы евро никогда не было. Было бы правильно покончить с ним надлежащим способом". Меркель сейчас отказывается смотреть реальности в лицо, и это будет стоить ей поддержки не только в Греции, но – очень скоро – и в Германии.

Это мнение разделяют многие. Британский студент Джордж Поттер, который, по его собственному утверждению, не евроскептик и не придерживаться левых убеждений, тем не менее советует грекам не слушать своих немецких партнеров:

В Германии не готовы достать кошелек и выкупить еврооблигации, хотя это бы в целом остановило нынешний кризис, но в то же время хотят продолжать пользоваться благами валютного союза. Это означает, что Греция должна все жестче урезать расходы, то есть выводить деньги из своей экономики, что приведет к дальнейшему падению ВВП. В результате Грецию ждет чудовищный госдолг, который она никогда не сможет оплатить. На месте греков, я бы послал всех подальше и объявил дефолт.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".