Футбольная судьба и футбольные расходы

Фрагмент матча Лиги Европы "Рубин" - "Олимпиакос"

Футбольная судьба Андрея Аршавина и Александра Глеба. Куда у Сергея Фурсенко уходят деньги Российского футбольного союза? К чему стремятся ведущие клубы в чемпионате РПФЛ? Эти темы интересуют российских блогеров, пишущих о спорте.

Василий Уткин в блоге на сайте Sports.Ru рассуждает о футбольных судьбах Андрея Аршавина и Александра Глеба.

Можно написать страницы фактов, сдобрив абзацами колонок, наговорить часы радиопередач и смонтировать мегабайты видео, вопрос же только один: сможет или нет. И в том, что мог прежде, нет ни разгадки, ни подсказки, ни намека на разгадку или подсказку. В общем, надо просто посмотреть, желательно – без предубеждения и чрезмерных ожиданий.

Пока же не могу не поделиться с вами мыслью, которая занимает меня последние пару дней. Игры Андрея мы дождемся и как-нибудь с нею проживем – в добре ли и счастье, в сочувствии ли, в воспоминаниях, жизнь покажет. Но сам факт перехода уже подарил чемпионату России странную рифму. За несколько дней до возвращения в Россию её лучшего, по опросам болельщиков, спортсмена "Крылья Советов" подписали контракт с Александром Глебом. Так вот, рассматривать карьеры Аршавина и Глеба, наложив их друг на друга и посмотрев на свет, – ужасно увлекательное занятие.

Да, они разные, конечно. Но в них есть точки абсолютных совпадений. Это "Арсенал", конечно. Это мечта играть за "Барселону". Они – игроки, безусловно, близкого амплуа – не будем держать в голове всю эту свистопляску терминов, эти футболисты выходят на поле, чтобы быть лидерами и вести игру своей команды. И, что не особенно бросается в глаза – они абсолютные ровесники. Разница – меньше месяца.

Наконец, сейчас они одновременно приехали в Россию, чтобы до конца сезона оказаться в практически полярных клубах. Столько пересечений – и противопоставление в конце! Для всех, кто считает жизнь женщиной осмысленной, здесь кроется богатейший образ. Для всех, кто считает жизнь неспособной сочинять каверзы, есть повод задуматься – а так ли это.

Внимание на себя рано обратили оба – и чему удивляться, светлые головы всегда редкость, и видно такого смолоду. В 20 лет Аршавин – бронзовый призер чемпионата России, тогда для "Зенита" – успех колоссальный. Глеб в 19 уезжает из Белоруссии за 150 тысяч евро, в эту сумму входит стоимость его младшего брата, а покупатель – Штутгарт; в 2001 Глеб становится его основным игроком.

Сосредоточимся на фактах. Их будет много, может быть, немного больше, чем нужно, но мне кажется важным напомнить не только сами события, но и их последовательность. Потерпите.

Дальше Глеб начинает ураганный марш по карьере. Следующий сезон – Штутгарт второй в бундеслиге. Без Глеба эту команду представить себе уже нельзя. Следующий год – в Лиге Чемпионов Штутгарт во главе с Глебом побеждает в группе Манчестер Юнайтед, Глеб уходит за три минуты до конца под овации; они попадают в плей-офф, где уступают "Челси". В следующем сезоне в Штутгарте меняется тренер, он теряет место в тройке, а Глеб, оставшись лучшим ассистентом бундеслиги, уезжает в "Арсенал". Попутно он успевает сыграть больше 20 матчей за белорусскую молодежку и впервые в истории втаскивает её в финальный турнир соответствующего Евро.

К этому времени Андрей Аршавин добавляет к бронзе 2001 года серебро 2003. В молодежной сборной он сыграл всего 5 матчей. В первой сборной – 4.

В Арсенале Глеб рвет и мечет. Один сезон включил в себя сорок матчей в основном составе. В другом он из-за травм в команде играет на пяти позициях по требованию. Он выигрывает Кубок Англии и выходит с Арсеналом в финал чемпионской Лиги. В 2008 году исполняется его мечта – он переходит в "Барселону".

В 2008 году к Андрею Аршавину приходит первый международный успех. Тройной. Оглушительный. По его итогам он переезжает в "Арсенал", где однажды сделал покер на выезде с "Ливерпулем". Он остается единственным покером на "Энфилде" за последние 65 лет.

2008 год – последний на данный момент топ-сезон Глеба. Ему не удается вписаться в "Барселону", а потом одна за другой идут травмы. Аршавин взлетает на гребень европейской волны в 2008. Строго говоря, волна иссякла к лету 2009. Потом он чередует игры в основе и со скамейки, потом он становится игроком, который может усилить игру с замены, потом – игроком, который не может сделать этого. Несколько дней назад Глеб и Аршавин приезжают в чемпионат России.

Дело, конечно, не в том, чья карьера вышла круче. Для себя я отвечаю на этот вопрос легко, но спор о том, стоит ли несколько лет последовательных успехов одного года, в котором уместилось все, бесконечен и безнадежен. С явственностью из этого сравнения вытекает, как мне кажется, несколько иная мысль.

Карьера Глеба на протяжении почти десятка лет – история, в которой нет никакого места сентиментам. В ней он рассчитывает только на себя, юношей уехав из дома. Карьера Аршавина состоялась в ближнем кругу, едва оказавшись за пределами которого он перестал быть футболистом мирового уровня – как только угасла инерция. Глеб – солдат, Аршавин – баловень. Да, у него долго и драматически не складывалась карьера в сборной России, но, ребята, в спортивном отношении сборная России не могла тогда принести игроку славы.

В карьере огромного таланта Глеба все понятно, все прозрачно. Вот он лезет и лезет вперед и вверх, год за годом, из одного успеха вытекает другой, оправданный аванс дарит новый шанс; потом – сбой, потом – травма за травмой. И, естественно, путь вниз.

В карьере огромного таланта Аршавина все – стихи. Популярность приходит раньше серьезных успехов. От него готовы ждать успеха столько, сколько потребуется. В него верят, даже когда результатов нет. Его берут на Евро, хотя он не может играть два матча из трёх, а на большее количество игр тогда не особенно размахивались ожиданиями…

Кстати, в строго спортивном смысле надежды на ренессанс этих замечательных игроков, ровесников, один первого, другой 29 мая одного и того же 81-го года рождения, абсолютно ведь равны. Они приехали в Россию, но один – в "Крылья Советов", а другой – домой, в лучший клуб России. Поэтому, кстати, они в нем лично не встретятся.

Поневоле задумаешься о судьбе. Может, она и есть, в самом деле? А может быть, это история про нас, про живущих в России – может, нам удобнее ждать, мечтать? Ведь иногда сбывается... Вот и Штольца с Обломовым можно вспомнить, но это уже при большом желании.

* * *

Алишер Аминов, президент Фонда развития футбола в блоге на сайте "Эхо Москвы" пишет о том, куда у Сергея Фурсенко уходят деньги Российского футбольного союза.

Сегодня есть государственная программа развития футбола "от Мутко и Фурсенко", по которой Правительством Российской Федерации предусмотрено с 2008 до 2016 года выделить на развитие футбола до 19 млрд. рублей. Эта программа уже идет полным ходом. Роман Абрамович постелил свыше ста таких полей. Теперь эти поля стелются в регионах за государственный счет. При этом большинство молодых футболистов просто незнакомы с качественными натуральными полями — естественные поля не только не стелют, но даже и не вспоминают про них. В общем, главный успех в развитии футбола по Мутко и Фурсенко – это бессистемное создание искусственных полей.

Специалисты и я постоянно твердим все эти годы: "Давайте остановимся и посмотрим, что с этими полями стало за последние шесть лет. На них занимаются дети в спортивных школах, они постелены в рамках создания современных региональных центров или на них госчиновники с бизнесменами мяч гоняют? Семь последних лет стелем искусственные поля уже не за счет Абрамовича, а за счет государства и зарываем деньги в российскую землю. Давайте изучим положение дел и если необходимо приостановим финансирование.

Есть и другое предложение. Я вместе со специалистами изучил европейские структуры организации футбола и пришел к выводу, что в развитых футбольных странах реализуется так называемая трехуровневая система подготовки резерва. Там действуют национальные центры футбола, где для подготовки собраны все сборные команды. Не просто национальная сборная, а еще все 17 юношеских, молодежных, женских…. В этих центрах создан научно – методический потенциал национального футбола. Своего рода футбольный Сколково. Все это есть и работает в Италии, во Франции, в Голландии и даже в Болгарии и Венгрии недавно построили современные центры, и в Англии в Бартоне идет полным ходом строительство национального центра.

Что происходит у нас в России. Годовой бюджет РФС сегодня составляет 67 млн. долл. Президент РФС Фурсенко тратит на зарплату Дика Адвоката и на содержание сборных команд целевым образом порядка 50 млн. долл.(80% от бюджета), а на развитие регионального футбола РФС выделяется всего 1 млн. долл.(менее 2% от бюджета) тогда как в развитых странах этот показатель составляет не менее 30%. Независимый расчет показал, что на подготовку всех сборных команд по нормам проживания, питания, аренды гостиниц и перелетов расходы РФС должны составлять менее 10 млн. долл.

Спрашивается: куда у Фурсенко уходят деньги общественной организации? При этом мы уже шесть лет так и не можем построить современный национальный центр футбола России, а все сборные готовятся на неприспособленных базах или живут в пятизвездочных гостиницах.

Дальше я предлагаю построить в 60 регионах страны межрегиональные и региональные центры футбола. Вот это и называется эффективная система подготовки резерва и специалистов, охватывающая всю страну, куда и должны были уйти те же 19 млрд. государственных средств.

То есть вместо бессистемного настила 500 искусственных полей в регионах, где есть лояльные губернаторы, это по Мутко и Фурсенко, а я говорю о создании системы центров, которые представляют не просто поля. Специалистами разработаны спецификации этих центров, к примеру, там должен быть жилой комплекс, где будут проживать отобранные селекционной работой самые талантливые ребята с районов, регионов и краев и предоставлены условия для методического обеспечения специалистов в сфере футбола. Они будут там жить и учиться, а самое интересное, что этот подход позволит поднять авторитет и роль региональных федераций футбола.

Что же получилось на последних выборах в президенты РФС? Из 113 членов РФС 83 голоса принадлежат региональным федерациям. И у них есть выбор – или проголосовать за Мутко и Фурсенко и получить подачку в виде искусственного поля, или высказать свою профессиональную позицию, не согласиться с происходящим безобразием, но гарантированно попасть в немилость паханов от футбола – ставленников политической власти.

А теперь самый главный вопрос! Мутко и Фурсенко, а вы спрашивали футболистов и тренеров, что они думают о Ваших полях? Да они, ненавидят ваши искусственные поля! Среди юных футболистов в последние годы наблюдается резкий рост травм, полученных на искусственных полях, дети даже не успевают дорасти до профессионального спорта, так как повреждения коленных суставов и паховых колец стали практически хроническими заболеваниями. Многие из молодых футболистов уже имеют операции на крестообразных связках, а 75% тренеров работающих в детско-юношеском футболе не имеют специального образования. Вот вам результат искусственных полей от министра спорта и президента РФС! "Спасибо" им за разрушенное здоровье наших детей.

P.S. И еще: уважаемые родители, если у вас есть реальные примеры, как пострадали ваши дети от травм на искусственных полях, и вы готовы дать интервью – пишите в комментариях.

Мы должны показать, что воровство из бюджета и из РФС оборачивается не только тем, что мы все становимся беднее, но и приводит к поломанным судьбам. Вместе остановим это безобразие.

* * *

Александр Горбунов в блоге на сайте издания "Спорт день за днем" считает, что советы клубам, попавшим в весеннюю часть еврокубковых турниров, сделать все же ставку на чемпионат страны, а Лигу чемпионов или Лигу Европы пустить побоку выглядят по меньшей мере нелепыми. К чему стремятся ведущие клубы в чемпионате? Прежде всего, к тому, чтобы попасть, как они сами декларируют, в зону УЕФА. Получается бессмысленный замкнутый круг. В чемпионате "Локомотив", скажем, и "Рубин" стараются попасть в число команд, которым, в соответствии с занятыми местами, предстоит затем сыграть либо в Лиге чемпионов, либо в Лиге Европы, а в самом начале весенней стадии им предлагают задуматься над целесо­образностью продолжать борьбу в Европе и сосредоточиться на внутреннем турнире. Для того, чтобы снова попасть в Европу.

Первая пара наших представителей в еврокубках благополучно из турнира на первой же его плейоффовской стадии вылетела. Осталось ждать, как проведут ответные матчи в Лиге чемпионов "Зенит" и ЦСКА. В противостоянии с "Атлетиком" и "Олимпиакосом" "Локомотив" и "Рубин" (соответственно) оказались несостоятельными. Сработали, полагаю, оба минуса: во-первых, в России в это время года чемпионат не проводится, а значит, у команд нет официальных матчей и они занимаются только тренировочной работой, во-вторых, первый матч оба выбывших клуба проводили на своем поле, что в системе плей-офф – существенное неудобство, особенно в играх примерно равных соперников.

Казанский клуб еще в московском матче не справился с предложенными греческой командой скоростями, задохнулся и, проиграв, мог только теоретически рассчитывать на выгодный для себя исход по сумме двух встреч. Лишь неисправимые оптимисты предполагали, что "Рубин" в его нынешнем составе за неделю настолько резко прибавит, а его соперник, напротив, настолько резко сдаст, что общий результат будет за казанскими футболистами. Чудеса в футболе случаются, но редко. Конечно, игра могла покатиться по иному руслу, забей казанцы гол в самом ее начале. Но это из популярного для объяснений разряда "если": а если бы Натхо реализовал в Москве пенальти, а если бы казанцы в Лужниках не пропустили, а если бы… Относительно "Олимпиакоса" в этом плане тоже кое-что можно вспомнить: а если бы греки забили в Москве второй гол, к чему были близки?

В адрес "Локомотива" после московской игры раздавались такие комплименты, основанные на том, что продемонстрировала команда во втором тайме, что иногда казалось, будто гимны звучат в честь победы в Лиге Европы. Нет, это был всего лишь первый матч всего лишь 1/16 финала, в котором "Локо" противостоял чересчур, по-моему, приподнятый прессой заурядный испанский клуб. В Испании таких, время от времени куда-то на фоне "Реала" и "Барсы" взлетающих, на третье ли место, на пятое, полно. Столь же часто, как и взлетают, они потом, будучи на самом серьезном уровне неконкурентоспособными, исчезают в глубинах таблицы.

За комплиментами и гимнами как-то забылось о том, что в Москве "Локо" пропустил гол и его сопернику всего-то и оставалось выиграть, чтобы пройти дальше, со счетом 1:0. Задача не выглядела невыполнимой. Как, признаться, не выглядела для меня невыполнимой задача "Локомотива" забить в Бильбао. Но московский клуб решил играть на результат (0:0 в данном случае) и в игре этой не преуспел. Даже удаление футболиста "Атлетика" не отвлекло Жозе Коусейру от намеченного плана и не заставило его выпустить на помощь Кайседо еще хотя бы одного игрока атакующего плана, что вынудило бы хозяев поля почти все игровое время уделять обороне.

Нет оснований утверждать, что "Локо" выглядел в Бильбао недостойно. Вряд ли, правда, при этом есть основания неудачу во встречах со вполне проходимым соперником сваливать на невезение. Можно, конечно, оценивать игру в режиме "везение – невезение", однако в ситуации с "Атлетиком" основные проблемы неудачи все же связаны, наверное, с организацией командных действий, прежде всего в атаке.

"Локомотив" вновь предстал самой российской командой: лишь три легионера в стартовом составе. Московский клуб зимой усилился только одним футболистом – Романом Павлюченко, не имевшим, к сожалению, права играть в еврокубке. Максим Григорьев, Андрей Ещенко, Ян Тигорев и Михаил Петрусев – вряд ли из ряда тех, кто уже сегодня может усилить игру команды. Самые заметные новички – из прошлогодних летних приобретений. Фелипе Кайседо, Виктора Обинну, Альберто Сапатера и Мануэла Да Кошту представили в августе 2011 года как потрясающих футболистов, способных перевернуть игру "Локомотива". Вратаря Гильерме, центрального защитника Да Кошту, игрока середины поля Сапатера и форварда Кайседо называли "суперосью", вокруг которой можно строить совершенно новую команду. Пока мы видим, что Да Кошта и Обинна в состав не проходят, пребывают среди запасных, на поле появляются не всегда, а если и появляются, то на несколько минут.

Вовсе без новичков работал на сборах "Рубин". Его положение усугублялось тем, что в матчах с "Олимпиакосом" средняя линия казанской команды, очень многое в игре определяющая, оказалась без уехавшего в Москву Кристиана Нобоа и не имевшего, как и Павлюченко, права играть в Лиге Европы Романа Еременко. Обновленный состав полузащиты с оборонительными функциями в большинстве случаев справлялся исправно, а вот о высоком уровне участия хавбеков в созидательных действиях говорить не приходится.

Одно из самых заметных, на мой взгляд, событий в двухматчевом противостоянии "Локо" с "Атлетиком" – появление в центре обороны пары молодых российских центральных защитников – Тараса Бурлака и Максима Беляева. Событие знаковое: в сборной за Василием Березуцким и Серге­ем Игнашевичем никого нет, и, как только кто-то из них по тем или иным причинам выбывает из строя, возникают проблемы. Проблем ожидается еще больше, когда наступит время ухода обоих защитников из национальной сборной. Замену им следует готовить уже сейчас, и если не забывать, что в "Спартаке", "Зените", "Рубине", "Динамо", то есть в ведущих на сегодня наших клубах, в центре обороны сплошные иностранцы (Роман Шаронов, понятно, не в счет, но он – не для сборной), то следует, полагаю, уповать на то, что Бурлак и Беляев обойдутся без травм (как тут не вспомнить привлекавшегося в сборную молодого центрального защитника "Локо" Сергея Ефимова, от травмы в полной мере и не оправившегося) и с необходимой степенью серьезности и ответственности отнесутся к своему футбольному будущему. Расклад для них сейчас самый что ни на есть удачный. Они и сами приложили к созданию этой ситуации нужные усилия, отправив в запас Яна Дюрицу и Да Кошту.

Состав "Локомотива", в отличие от состава "Рубина", насыщен игроками российской сборной, как реальными (Роман Шишкин, Денис Глушаков, Павлюченко), так и потенциальными, каждый из которых в национальную команду уже призывался (Ренат Янбаев, Дмитрий Торбинский, Дмитрий Тарасов и Дмитрий Сычев). Янбаев и Торбинский, судя по всему, входят в расширенный список кандидатов на поездку на Евро-12, Тарасову, пропустившему сезон, попасть в него сложно, равно как и Сычеву, утратившему в последнее время качества, за которые его ценили тренеры сборной.