Путин или смерть! (Ульяновск)



Среди комментариев к одной из интернет-публикаций, посвященной результатам президентских выборов 4 марта, я нашел такой. Некто Олег Гулевский пишет: «5-го ехал на работу. В автобусе стояла гробовая тишина, даже «мобилы» молчали. Всех нас кинули». Приблизительно такое же ощущение у меня было, когда 5 марта я делал уличный опрос для «Радио Свобода». Ульяновцы – люди вообще довольно закрытые, многие избегают говорить в микрофон, но в тот день они превзошли себя: буквально десятки людей, один за другим, хмуро проходили мимо меня, игнорируя просьбу о коротеньком интервью. Не без труда удалось набрать ответов на вопрос: «Как долго Путин пробудет президентом?».

Девушка: Еще два срока. А потом опять Медведев. Потому что ни одному президенту не хватит четырех или шести лет для проведения реальных реформ. Если он баллотируется, значит, так надо, значит, нужно время для проведения в жизнь его программы.
Мужчина: Я бы не возражал – пусть 12 лет. Потому что я ему верю. Как человек «старорежимый», я знаю, что раньше было, что – сейчас. Программа у него замечательная.
Женщина: Ну, шесть лет – точно. А потом, наверное, будет опять Путин. Потому что он очень любит власть.
Мужчина: От 12 до 18 лет. Все «под него» сделано, поэтому так и будет. Он – памятник вечный теперь для нас.

Сергей Гогин: На митинг в поддержку Владимира Путина, собравший на площади Ленина около 4 тысяч человек, я опоздал. Успел увидеть только толпы угрюмых бюджетников, тянущихся с площади, словно исполнив некую повинность. Я спросил двух педагогов из специальной коррекционной школы (они представились как Лидия Григорьевна и Татьяна), надолго ли, по их мнению, Путин поселился в Кремле. Голоса оказались неожиданно энергичными.

Лидия Григорьевна: Сейчас шесть лет, а потом мы его еще раз изберем.
Сергей Гогин: То есть в итоге он пробудет у власти дольше, чем Брежнев?
Лидия Григорьевна: Конечно.
Сергей Гогин: Это нормально?
Лидия Григорьевна: Жизнь покажет.
Сергей Гогин: А вот он призывал своих сторонников «умереть под Москвой». Вы готовы умереть за Путина?
Лидия Григорьевна: Если надо – да. Мы знаем всю жизнь старую, какой она была и какой стала. Я председатель участковой комиссии, ко мне люди приходили голосовать, пожилые люди, говорили: мы никогда в жизни не держали рубля в руках. А мы теперь вовремя получаем пенсию. Сейчас плохо живет только тот, кто не работает.
Сергей Гогин: А вы готовы умереть за Путина?
Татьяна: Да. Только с ним мы как-то начали жить сейчас. Действительно, ничего не было. Сейчас все появилось. Все у нас есть, мы все хорошо живем.
Сергей Гогин: Вообще-то, жизнь в России были и до Путина…
Татьяна: В 90-е годы по полгода жили без зарплаты! Мы это помним. С Путиным считается весь мир. Вещи появились у нас красивые, тоже благодаря, мне кажется, всем этим внешним связям.

Сергей Гогин: Вечером в репортаже про митинг на областном телеканале «Репортер» одна из участниц акции сказала, что ждет от Путина одновременно и перемен, и стабильности, а другая сторонница избранного президента пожелала, чтобы в России было «поменьше воровства и откатов». Подводку к этому репортажу в исполнении ведущей программы новостей я бы назвал ликующей:

Ведущая новостей: «Необычайное единение получилось, получилось, несмотря на сопротивление оппозиционных сил. Результаты выборов говорят сами за себя: если перемены и нужны людям, то все же желательно - под руководством проверенных профессионалов...»

Сергей Гогин: На протяжении всей предвыборной кампании «Репортер» - канал с государственным участием – пропагандировал идею стабильности и фактически работал на Путина, несмотря на то, что генеральный директор канала Николай Доронин – один из руководителей ульяновского отделения «Справедливой России». Другой руководитель местных эсэров Захар Мисанец возглавляет «Молодежную газету». В день голосования 4 марта многие ульяновцы обнаружили в почтовых ящиках номер этой газеты с материалом «Нам нужна стабильность». Облизбирком, кстати, признал это нарушением. Я спросил у Николая Доронина, почему местные эсеры по сути поддерживали не своего кандидата в президенты, а конкурента.

Николай Доронин: Газета эта непартийная, газета у него коммерческая. Есть деньги – и любой заказ размещается. То же самое на «Репортере»: кто платит, тех размещаем. Всех! Канал коммерческий.

Сергей Гогин: Утром 4 марта в блоге вице-премьера областного правительства Светланы Опенышевой появился такой пост: «Сделаем правильный выбор, проголосуем за Путина! Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. Не покажем стране, что в нашем регионе проживают глупцы». Пост вскоре был удален, но облизбирком признал его незаконной агитацией. Чиновнице грозит административный штраф. Сначала Опенышева отговаривалась тем, что кто-то воспользовался ее паролем в «Живом журнале», позже призналась, что поручила разместить эту запись пресс-секретарю, которая сделала это только в воскресенье. Пресс-секретарь Анна Елаева эту информацию подтвердила. На вопрос, знала ли она, что нарушает закон, Елаева ответила:

Анна Елаева: Я не буду ничего комментировать. У меня такая позиция, что я комментариев никаких не даю по этой теме.

Сергей Гогин: На выборах 4 марта Владимир Путин получил в Ульяновской области 58 процентов голосов, Геннадий Зюганов – 24, Владимир Жириновский – 7, Михаил Прохоров – около 6, Сергей Миронов – около 4 процентов. Хотя официально было заявлено, что выборы в Ульяновской области прошли без нарушений, анализ итогов показывает, что в некоторых сельских районах голосование прошло в стиле кавказских республик. На участках, где явка избирателей приближалась к 100 процентам, за Владимира Путина было отдано от 80 до 90 процентов голосов и более. Такие вещи могут указывать на вбросы. Участники пикета «За честные выборы», который состоялся 5 марта в Ульяновске, в своей резолюции, наряду с политической реформой, потребовали досрочного переизбрания президента.

Пикетчики скандируют «Ульяновск против Путина», «Чурова в отставку!»

Сергей Гогин: Организатор пикета Константин Трошин говорит, почему, по его мнению, победил Владимир Путин:

Константин Трошин: Пропаганда за Путина дошла до того, что россиянам предложили на выбор: или победа Путина, или развал России. Сыграли на патриотических чувствах, на риторике холодной гражданской войны, то есть назвали своих политических оппонентов, таких же граждан России, предателями Родины и агентами Запада, и на этом фоне Путин набрал свои проценты. Мы признаем, что напуганное российское общество в основном действительно проголосовало за Путина.

Сергей Гогин: Пройдя по городу с кричалками, пикетчики передали резолюцию помощнику губернатора Сергея Морозова, получив заверения, что тот ее получит.

Участники акции скандируют «Ждем ответа!»

Сергей Гогин: По пути домой организаторов пикета Константина Трошина и Вячеслава Емельянова не несколько часов задержали сотрудники ГУВД, обвинив их в нарушении правил проведения публичных мероприятий.