Провалом завершился для сборной России 45-й чемпионат мира по биатлону в Германии – команда смогла завоевать всего лишь две бронзовые медали. Это худший результат в новейшей истории отечественного биатлона.
У этого спортивного события – по крайней мере, два общественно-политических измерения. Биатлон – одна из главных российских надежд на медали на Олимпийских играх в Сочи, это крайне важный патриотически-государственный проект. О важности биатлона свидетельствует, в частности, тот факт, что гонки чемпионата мира показывали в прайм-тайм не только по спортивным телеканалам, но и по главному каналу – Первому. Во-вторых, относительно недавно федерацию биатлона России возглавил серьезно увлекшийся с той поры политикой бизнесмен Михаил Прохоров.
Итоги чемпионата мира подводит спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов:
– Всего две бронзовые медали завоевали российские биатлонисты в Рупольдинге, это всего лишь седьмое место в общекомандном зачете. Напомню, что в прошлом году чемпионат мира проходил в России, в Ханты-Мансийске – и там россияне завоевали три серебряные медали, что было расценено как абсолютно худший результат российской команды в истории. Президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров, недавний кандидат в президенты, провел полную перестройку в тренерском коллективе, в бригаде сервисменов, изменилось руководство Союза биатлонистов России, и было сказано, что теперь-то и начнется новая жизнь, что начинается новый курс на развитие российского биатлона.
Прошел год и провал получился еще более внушительным. 11 марта Прохоров даже написал в своем блоге под названием "Провал в биатлоне": "Три месяца, пока шла предвыборная кампания, я почти не уделял внимания тому, что происходит с командой. Это мое упущение, моя вина, как президента Союза биатлонистов России. Насколько я знаю, ничто не предвещало такого фиаско. Сразу после окончания чемпионата начну серьезно разбираться с ситуацией, нужно понять и проанализировать, в чем причина плохих результатов сборной". И самый главный пассаж Михаила Прохорова: "Если пойму, что дальше не в состоянии эффективно совмещать руководство биатлона и политику, не исключаю, что в конце года сам подам в отставку с поста президента союза".
Заявление, прямо скажем, сенсационное, потому что планы по биатлону у Михаила Прохорова были глобальные. В частности, на пост старшего тренера женской сборной России был назначен один из самых главных недругов российских биатлонисток Вольфганг Пихлер из Германии. Раньше он регулярно критиковал российских спортсменов и спортсменок, в частности, утверждал, что они регулярно принимают допинг – и, надо признать, что несколько российских спортсменов на допинге попались. С прошлого года Пихлер принял российских биатлонисток под свое командование. Было очень много заявлений о том, как ему хорошо работается, о том, как здорово работают спортсменки, но в результате на главном турнире года случился провал – его подопечные в Рупольдинге завоевали лишь одну бронзовую медаль. Пихлер в начале сезона дал женкой сборной очень большие нагрузки, и у специалистов были серьезные сомнения, смогут ли они их выдержать. Если выдержат – "всех порвут", как говорится, если нет – все проиграет. Получился второй вариант. Тем не менее, Пихлер пошел ва-банк, заявив сразу после окончания чемпионата мира, что нагрузки будут только увеличиваться. Возможно, в этом и есть резон, правоту опытного тренера покажет следующий сезон – если он встретит его на своем нынешнем посту.
Но опасения вызывает даже не это. Единственная биатлонистка в России, которая регулярно выигрывала призовые места в нынешнем Кубке мира, Ольга Зайцева, мягко скажем, немолода – ей уже за 30 лет, и есть большие сомнения в том, что она к Олимпиаде в Сочи хоть как-то останется в хорошей спортивной форме. Она в прошлом году уже собиралась уходить, ее просто уговорили остаться. А сильной смены, кроме разве что Ольги Вилухиной, которая как раз и завоевала единственную женскую бронзовую медаль в Рупольдинге, пока что, честно говоря, не видно, – считает Алексей Кузнецов.
Об итогах чемпионата мира по биатлону и перспективах российского биатлона под руководством Михаила Прохорова говорит комментатор канала "Евроспорт" Андрей Кондрашов:
– Главное объяснение тренерского штаба будет очевидным: не попали в пик формы, то есть его прошли. Вроде бы неплохо выступали в течение сезона, хотя он еще не закончился, но все-таки основной, отчетный турнир – это чемпионат мира. Не попали в пик – это, конечно же, камень в огород тренеров, прежде всего и они должны нести главную ответственность за провальное абсолютно выступление сборной команды России на чемпионате мира.
– Как можно не попасть в пик формы, если существуют методики, тренеры все опытные, и им должно быть понятно, как готовить спортсменов?
– Тренерский коллектив сильно изменился в этом сезоне, и те тренеры, которые раньше выполняли… не буду говорить, второстепенные функции, но были помощниками, не были главными тренерами, – сейчас стали боссами и, естественно, они большую нагрузку по управлению команды взяли на себя. Главную ответственность должен нести и Валерий Польховский, как главный тренер сборной России. Его просчеты в формировании тренерского состава наверняка тоже сказались на результате выступления команды. Но и не будем забывать про руководителей Союза биатлонистов России, они в первую очередь должны принять удар на себя, поскольку все изменения – организационные, инфраструктурные, экологические – тоже были с их легкой или тяжелой руки приняты.
– Напомню, что в прошлом году старший тренер женской сборной России был уволен президентом СБР Михаилом Прохоровым со своего поста прямо по ходу женской гонки на чемпионате мира в Ханты-Мансийске, которую российская команда тогда проиграла. Сейчас эстафетные команды выступили еще хуже, в последних гонках чемпионата мира – масс-стартах – некоторые российские спортсмены вообще заняли фактически последние места. Прохоров уже заявил о том, что он сам готов подать в отставку. Означает ли это и неминуемую отставку тренерского штаба?
– Думаю, менее чем через месяц, сразу после окончания сезона, выводы будут сделаны. Что касается прошлогоднего случая с Анатолием Хованцевым, его, я бы сказал, вопиющего отстранения от тренерских обязанностей, – мне кажется, Прохоров сейчас должен принести Хованцеву извинения. Но я не снимаю ответственности за тот годичной давности вопиющий случай и со всех тренеров Союза биатлонистов России. Никто из тренеров год назад не встал на защиту своей тренерской чести, потому что так, как поступили с Хованцевым, могли поступить и наверняка поступят с с любым из них, поскольку ответной реакции тогда не было.
Однако увольнение Анатолия Хованцева – это не панацея, хотя, безусловно, и у него были просчеты, и ему не хватило времени, чтобы наладить нормальную работу в команде. Как, например, сейчас все стрелы – и совершенно справедливо – полетят в адрес Вольфганга Пихлера, сменившего Анатолия Хованцева на посту старшего тренера женской сборной команды страны. За год сделать из команды середняков, – а Хованцев утверждал, что сборная команда женская России именно таковой и была, – суперкоманду не сделать. Тем не менее, без медалей, конечно же, женская сборная команда России возвращаться с чемпионата не имеет права. Бронзовая медаль –слабое утешение.
– Для Михаила Прохорова – сейчас это понятно – пост президента СБР, может быть, был первым политическим шагом. Все-таки это популярный в России вид спорта, и руководить им – это отчасти политическая нагрузка. Кажется, Прохоров просто потерял интерес к биатлону, поскольку у него обнаружились более важные дела: он и бизнесмен, и кандидат в президенты, партию создает, баскетбольный клуб имеет в США. Что говорят в кулуарах биатлонного мира о Прохорове?
– Я слышал в тренерском цехе и в кулуарах такое мнение: конечно же, Прохоров получил готовый и популярный пиар-спортивный продукт. Как мне представляется, он просто им обстоятельно не занимался, правда, доверив его во вполне квалифицированные руки. Я имею в виду, конечно же, исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, человека проверенного в спортивном управленческом деле, в спортивном менеджменте. Но, по всей видимости, Кущенко сделал ставки не на те ключевые фигуры в биатлонном мире, которые могли бы поддержать высокий статус российского биатлона.
– Понятно, что президент федерации не должен заниматься смазкой лыж, хотя комментаторы говорили, что у сборной России чуть ли не самая большая команда сервисменов как раз благодаря усилиям Михаила Прохорова. Что же должен делать президент? Доставать деньги? Я думаю, что с этим проблем у Прохорова не было. Он должен заботиться о реноме вида спорта, но с этим тоже, видимо, проблем не было, биатлон и так в России популярен. Чего же от него еще можно ждать, как вы считаете? Что он должен был сделать, но не сделал?
– Действительно, популярность вида спорта не надо было укреплять, усиливать и развивать. Надо было вкладывать деньги, и Прохоров был достаточно щедрым. Другими словами, в сборной команде страны было все – и не только в сборной команде. В общем-то, видятся и сдвиги в массовом, в детском биатлоне – есть подвижки, безусловно. Но катастрофически не хватает квалифицированных тренеров. Об этом Прохоров знает, но за тот срок, что он стоит во главе СБР, получить достаточное количество грамотных специалистов, создать поток, конвейер – просто невозможно, очень мало времени. Тем не менее, в сборную команду страны были сделаны инвестиции, и она не имела никаких проблем. Инвестиции должны были конвертироваться, воплотиться в более или менее убедительный результат. Деньги тратились правильно, судя по промежуточному результату, потому что все сейчас будут говорить, что мы нацелены на Сочи. Это верно, но, тем не менее, промежуточный финиш тоже очень важен, по нему должны быть сделаны выводы, должны быть проведены какие-то корректировки, даже, на мой взгляд, весьма существенные. Деньгами ответственные сотрудники Союза биатлонистов России распорядились неквалифицированно.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"