Проигранные суды и потерянная Сирия

Пикет у здания Пресненского суда Москвы, где 15 марта вынесли обвинительный приговор Алексею Козлову

Последние несколько дней российская блогосфера живет одним вопросом: что пишут в газетах в разделе “Из зала суда?”. Список арестантов после Удальцова и активисток Pussy Riot пополнился бизнесменом Алексеем Козловым. Андрей Мальгин убежден, что новый приговор Козлову – следствие политической деятельности его жены, журналистки Ольги Романовой:

На этот раз его посадили из-за Романовой. Система должна была доказать, что она непробиваема, и она это доказала. Хотя то, что опубликовано по делу Козлова, показывает, что сажать надо было не Козлова, а тех, кто занимался его делом со стороны следствия и обвинения.
Но произнесение его имени с трибуны массовых митингов только ухудшило дело. Еще не хватало, чтобы его внесли в списки узников режима - тогда точно, ни на день раньше предписанного срока он не выйдет, а то и новое дело пришьют. Так они пытаются судить уже мертвого Магнитского - потому что не могут признать, что были неправы. Российский суд прав всегда. Помните, как Московский городской суд издевательски сократил смертельно больному Алексаняну срок содержания под стражей на один день?

Олег Кашин полагает, что последние новости придает новые оттенки выражению "Победа Путина":

Вот за несколько дней в новостях подряд такие истории - Чаплин благословляет нацистов избивать пикетчиц у Мосгорсуда (а до того объясняет, что должны сделать арестованные, чтобы их отпустили), вице-спикер Совета федерации Торшин, комментируя изнасилование и убийство человека в ментовке, говорит, что министр МВД Татарстана молодец, потому что эта история широко обсуждается - а ведь могли бы и скрыть. Это, в общем, и есть та самая победа Путина, которая случилась 4 марта, и каждый, кто голосовал за Путина, голосовал вот за все за это.

Судебная система в нынешнем виде даже хуже нечестных выборов, считает пользователь Facebook Роман Федосеев:

Мне всегда казалось, что "правоохранительная" (а на самом деле репрессивная) система, которая сложилась за путинские годы, - куда более вопиющее зло, чем, например, нечестные выборы. И первые ее шаги после избрания Путина это демонстрируют - вернее, нечестные выборы и создают основу для репрессивной системы. Случай в Казани и приговор Козлову показывают, что от этой беды не защищен никто - от безработного, вышедшего вечером на улицу, до успешного бизнесмена. Думаю, идея борьбы с этой репрессивной системой должна сплотить людей и влить новую энергию в массовые протесты, которые, конечно, должны продолжаться.

Журналист Тихон Дзядко сравнивает президента Медведева с гоголевским героем:

смотрю на 10 суток Удальцову и признание Козлова виновным и думаю, что на месте товарища Медведева я бы уже давно стал тяжелым алкоголиком. 4 года назад он был просто одним из серых "питерских". Теперь - олицетворение обманутых ожиданий значительной части населения. Человек, который запомнится тем, что на протяжении 4 лет врал, врал и врал про судебную систему, свободу и несвободу и прочее, а на деле только радовался новым гаджетам больше, чем мои малолетние дети.

***
Годовщину восстания в Сирии британская Guardian отметила публикацией личной переписки сирийского президента и его жены. Переписку передали в распоряжение газеты члены сирийской оппозиционной группы Верховный Совет Революции. Они, в свою очередь, получили адрес и пароли почтовых ящиков от информатора в окружении Асада. Изучив письма, блогер Guardian Питер Бомон пришел к выводу, что сирийские революционеры напрасно их обнародовали:

Перехваченная переписка шокирует не потому, что подтверждает расхожие журналистские клише о зловещем кровавом диктаторе, а как раз потому, что показывает, какими простыми и понятными заботами он живет. Там нет никаких коварных планов по закупке оружия массового уничтожения в обход международных санкций – мы узнаем только, как Асаду удалось обойти санкции, чтобы покупать музыку на iTunes. Он шлет жене забавные ссылки, а жена, некогда сотрудница инвестиционного банка, покупает в интернете дорогие подсвечники. Парадоксальным образом, именно из-за этого испытываешь жуть: жестокости и зверства совершаются по приказу самого обычного человека. Но еще опаснее для оппозиции интимность этой переписки. После знакомства с ней диктатор кажется не страшным, а хрупким и человечным, с этой его фрустрацией, паранойей, музыкальными пристрастиями и преданностью любимой жене.

Но беспокойства Бомона тоже напрасны. Блогера Washington Post Дженнифер Рубин душевность сирийского президента не разжалобила. Ее больше волнует невмешательство американского президента в происходящее в ближневосточной стране:

Через три года после Зеленой революции в Иране президент снова готов упустить шанс ослабить Иран, поддержать демократию и утвердить лидерство США. Президент любит при случае поговорить о правах человека, но по-настоящему этот вопрос его не волнует. В случае с Сирией – несмотря на то, что защита прав человека очевидно сочетается здесь с интересами национальной безопасности, - президент пассивен. Его предвыборный лозунг об отказе от участия в международных конфликтах вроде бы кажется здравым. Но международные конфликты не исчезают от того, что мы в них не участвуем. Напротив – деспоты торжествует, другие державы (например, Россия) расширяют сферу влияния, а вера в Соединенные Штаты оказывается подорванной. В общем, если вас спросят, благодаря кому мы потеряли Сирию, вы знаете, что ответить.

Алекс Масси в блогах британского еженедельника Spectator цитирует вопрос Рубин под заголовком "Сегодняшние глупости" и спрашивает в ответ:

Как можно потерять то, что тебе не принадлежит? Лорд Норт мог "потерять" американские колонии, но Барак Обама ни Сирии, ни Ирана не терял – по той простой причине, что эти несчастные страны – не его. Опять эта опасная и глупая убежденность, что США могут направить к своей выгоде развитие любого конфликта на планете. Это не так и никогда так не было. Даже у сверхдержав есть свои пределы. Участникам демонстраций в Иране могут не нравиться их правители, но только кретин принимает это раздражение за энтузиазм по поводу "лидерства Соединенных Штатов". Кроме того, поддержи США демонстрации в Иране, от оппозиции ничего бы не осталось. Те, кто думает, что Обама может сделать "больше", просто хотят, чтобы что-то делалось, но не задумываются о последствиях. Не важно, что из этого выйдет – главное занять правильную позицию. Это все, что угодно, но только не серьезная внешняя политика.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".