Президентская кампания на фоне тулузской трагедии

Президент Франции Николя Саркози (слева) и министр образования Люк Шатель в парижской школе во время минуты молчания в память о погибших в Тулузе. 20 марта 2012 года

Минутой молчания во всех французских школах почтили 20 марта память трех учеников и учителя еврейской школы в Тулузе, погибших накануне в результате вооруженного нападения.

Президент Николя Саркози 20 марта посетил школу в Париже, находящуюся недалеко от мемориала жертв Холокоста, и призвал учеников отдать дань памяти погибшим – таким же, как они, детям. Саркози, днем раньше побывавший на месте трагедии, пообещал, что власти сделают всё возможное для поимки преступника.

Правоохранительные органы Франции развернули масштабную операцию по поискам человека, совершившего нападение на школу. Сообщается о 200 следователях, работающих над раскрытием дела. Полиция связывает эту атаку с убийством на прошлой неделе трех военнослужащих. По данным властей, в обоих случаях использовалось одно оружие, один и тот же украденный скутер. Убитые солдаты-парашютисты были выходцами из Африки и из Карибского региона. Основные версии: преступление совершено исламскими радикалами или крайне-правыми экстремистами.

Полиция пока не может установить личность нападавшего, однако власти заявляют, что данные с места преступления дают возможность выстроить психологический портрет убийцы. Министр внутренних дел Клод Геан не исключил, что убийца снимал свои действия на видео, чтобы потом обнародовать съемку через интернет.

Повлияет ли эта трагедия на ход идущей сейчас кампании по выборам президента Франции? Об этом – из Парижа обозреватель Радио Свобода Семен Мирский:

– Как заявил сегодня президент Франции Николая Саркози, он прерывает свою предвыборную кампанию до момента похорон убитых парашютистов. Кандидат в президенты от Социалистической партии Франции Франсуа Алон заявил: он не верит в то, что кто-либо из политических деятелей попытается использовать убийство французских солдат и еврейских детей в своих корыстных целях – например, в собственной предвыборной кампании. В очень похожей форме высказалась Марин ле Пен, кандидат от крайне правой партии "Национальный фронт". Вот что она сказала: "Здесь нет ни левых, ни правых, есть только неописуемый ужас родителей". Ситуация Марин ле Пен особенно неудобна. Ее отец – создатель, а ныне почетный президент партии "Национальный фронт" Жан-Мари ле Пен – не раз в прошлом выступал с антисемитскими заявлениями, позволял себе усомниться в том, что газовые камеры в Освенциме и в других концлагерях действительно существовали. Поэтому очень много взглядов сегодня направлено именно в сторону Марин ле Пен и ее партии.

– А в сторону Николя Саркози? В последние недели он выступал с заявлениями довольно националистического характера – вроде того, что иностранцев во Франции слишком много…

– Бесспорно, и на Саркози сейчас смотрят пристально. Кстати, он сказал, что прерывает свою предвыборную кампанию до среды, до момента похорон убитых парашютистов. А еврейские дети, убитые в Тулузе, будут похоронены в Израиле, и Саркози намерен провожать гробы с телами убитых в аэропорт. Что же касается собственно его кампании, то здесь, конечно, Саркози учел опыт Испании 2007 года. Когда был совершен террористический акт в Мадриде, тогдашний премьер-министр Испании Хозе-Мария Азнар поспешил заявить, что это дело рук террористов баскской террористической организации ЭТА. Но оказалось, что преступление в Мадриде совершили исламские террористы, и ложь, при помощи которой Азнар намеревался увеличить свои шансы победить на выборах, обернулась против него. Азнар, как мы помним, выборы проиграл. Естественно, Николя Саркози учел этот опыт. Он не спешит протянуть обвиняющий перст в направлении тех, или других, или третьих. Тем более, что пока преступник не опознан, не задержан и гипотезы могут быть самыми разными.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".