Обозреватель РС Семен Мирский – о теракте в Тулузе

Горе родителей и детей у школы в Тулузе

Трагедия в Тулузе, где преступник открыл стрельбу перед еврейской школой, в результате чего четыре человека погибли, трое из них дети, всколыхнула всю Францию. Особенно еврейскую общину этой страны, в которой около 600 тысяч человек.

О реакции крупнейшей в Западной Европе еврейской общины на этот теракт рассказывает корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

– Невозможно описать это потрясение, ужас и печаль. Ведь среди убитых, как мы знаем, трое детей, причем младшему из них около 3 лет, старшей девочке – восемь. Она, увидев, что сделал убийца с ее братом, пыталась убежать, но он ее нагнал, схватил и выстрелил в голову. Все эти факты были зафиксированы видеокамерами еврейской школы, во дворе которой произошла эта драма. Поэтому у людей гамма чувств: потрясение, ужас и решимость сделать все, чтобы подобное в будущем не повторилось.

Еврейская община во Франции довольно организована. Объединение еврейских общин Франции – сокращенно КРИФ – влиятельная организация, ее можно, говоря о ее политической деятельности, назвать еврейским лобби. Конечно, оно не столь мощно, не столь влиятельно, как, скажем, в США, но свою роль, несомненно, играет. Не говоря уже о том, что среди видных политических деятелей Франции немало граждан еврейской национальности. Если вспомнить о прошлом, для того, чтобы лучше понять, что представляет собой еврейская община Франции, назову два имени – Пьер Мендес Франс в послевоенные годы, самый любимый, самый популярный премьер-министр Франции. А также долголетний министр здравоохранения и одна из самых влиятельных личностей во французской политике – Симона Валь, ныне здравствующая, ей около 90 лет. Когда несколько лет назад был проведен опрос, кто является самой популярной политической фигурой во Франции, на первое место вышла именно она – Симона Валь.

На трагедию в Тулузе отреагировали и ведущие французские политики. Николя Саркози заявил, что прерывает предвыборную кампанию до похорон парашютистов в городе Монтабане. Но стоит сказать, что его взволнованная и очень прочувствованная речь на похоронах троих парашютистов, бесспорно, повлияет на его рейтинг в преддверии президентских выборов, первый тур которых состоится во Франции 22 апреля.

Сплотит ли эта ужасная трагедия французских граждан, особенно накануне довольно важной политической кампании в стране? Это, пожалуй, самый трудный вопрос. С одной стороны, есть выступление Саркози, где он сказал, что убийце не удалось и не удастся расколоть Францию. Когда он употребляет слово "раскол", совершенно ясно, что он имеет в виду: поляризация и без того не слишком сердечных отношений между мусульманской общиной, насчитывающей около 5 миллионов человек, и еврейской общиной. Но в эти дни как раз множатся жесты доброй воли с той и с другой стороны, заверения в том, что если Мухаммед Мера хотел, чтобы мы возненавидели друг друга, то этого ему добиться не удастся.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"