Колонка редактора

  • Александр Валиев
На смену не остывавшей на протяжении всех зимних месяцев теме выборов и протестов пришла другая. Правда, отнюдь не новая - полицейский произвол. Пока оппозиция собирается с мыслями и силами, планируя протесты накануне инаугурации нового старого президента (такие акции готовятся во многих уральских городах), внимание людей переключилось на другое. И если Санкт-Петербург отличился законом о запретете пропаганды гомосексуализма, а Москва - публичным и показательным покаранием группы Pussy Riot, Урал остается верен себе. Свою лепту в информационный поток он вносит за счет скандально противозаконных действий сотрудников полиции.
Впрочем, относительно скандальности, наверное, можно поспорить.
Казань, безусловно, побила все рекорды упоминаемости в новостных лентах. Бутылка шампанского в качестве орудия пытки - такое, пожалуй, не смог бы придумать и сам маркиз де Сад. На этом фоне происходящее на Урале может показаться кому-то детскими играми в бирюльки. Ну разве может сравниться с той изощренностью, к примеру, трехлетней давности происшествие в Перми?
Хотя изощренность присутствует и здесь. Она заключается как раз в сроке давности этого события. 33-летний Александр Самойлов погиб в вытрезвителе при ОВД Ленинского района Перми еще в апреле 2009 года. Однако, уголовное дело по данному факту было возбуждео только сейчас. Эту новость сообщила вдова убитого. Следственное управление следственного комитета РФ по Пермскому краю эту информацию не комментирует. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как сотрудники полиции пытали Самойлова позой "ласточки", в результате чего, скорее всего, и оборвалась жизнь крепкого молодого мужчины. Однако проверку удалось инициировать только после личного обращения Владимира Лукина к руководителю СК РФ Александру Бастрыкину.
Между тем, всколыхнувшиеся после инцидента в Казани правозащитники Оренбурга обратились с открытым письмом к прокурору Оренбургской области. В нем они перечисляют имена погибших от рук местных полицейских, а также вспоминают свои бесплодные попытки найти контакт с правоохранительными органами, дабы помочь им в борьбе со своим внутренним врагом - тех, кого министр Нургалиев на днях назвал "предателями". Ответа на письмо пока не последовало. Зато за пять дней до опубликования этого письма в отделе полиции № 3 УМВД России по городу Оренбург у гражданина Сергея Иванова "неожиданно" произошел разрыв селезенки, после чего он был доставлен в больницу.
В дни, когда страна обсуждала зверства казанских полицейских, Центральный районный суд Тюмени вынес приговор трем наркополицейским, чуть не убившим человека. Отдыхая в кафе, они повздорили с азербайджанцем и избили его так, что тот впал в кому и выжил лишь чудом. Случилось это более четырех лет назад - правосудие в России не быстрое. Подсудимые получили по шесть лет колонии строгого режима.
Теперь осталось дождаться развязки другой истории - найдут ли в той же Тюмени тех омоновцев, которые в ночь с 25 на 26 ноября устроили бойню в нескольких придорожных кафе. Как и полагается истинным смельчакам и героям, эти ребята избивали мирных посетителей, не снимая со своих прекрасных мужественных лиц масок. На днях выяснилось, что пострадавшими по этому делу официально признаны 33 человека, хотя в следственном комитете не сомневаются, что это число возрастет.
Общественники Уфы, тем временем, решили, что на ближайшем митинге, который планируется 31 марта, они примут резолюцию, в котрой предложат сделать должности руководителей муниципальных отделений полиции и судов избираемыми. Что ж, потренировавшись на депутатах и президенте, теперь можно, конечно, выбрать себе и "шерифов". Толку, мне кажется, от этого будет еще меньше, чем от "переаттестации", зато хоть вэб-камеры не запылятся. А что думаете вы? Пишите: svoboda-ural@mail.ru.