Почему в Литве с тревогой смотрят на санкции против Белоруссии

Ирина Лагунина: После недавнего решения министров иностранных дел государств-членов Евросоюза о расширении санкций в отношении властей Белоруссии, грубо нарушающих права человека, обнародованы названия 29-ти белорусских компаний, чьи активы на территории ЕС заморожены, и 12-ти официальных лиц, чей въезд на территорию европейского сообщества запрещен.
В соседней Литве, которую с Белоруссией традиционно связывает тесное экономическое сотрудничество, восприняли это решение с тревогой.
Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс

Ирина Петерс: Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис заявил: Евросоюз не настроен на широкомасштабные санкции, применяемые средства – целенаправленные. По мнению министра, на литовский бизнес – представители которого предупреждают о возможном серьезном ущербе экономике страны в случае применения санкций против соседей– большее влияние может оказывать то, как Александр Лукашенко управляет государством, а не отношения Евросоюза и Белоруссии. Для бизнеса – считает Ажубалис - риск проистекает в первую очередь из репрессивных методов, которые белорусская власть применяет в отношении общества, из неадекватных средств, которые там могут применяться к иностранным предпринимателям.
Тем временем президент Литвы Даля Грибаускайте, комментируя последние решения ЕС по Белоруссии, подчеркнула: они должны быть такими, чтобы рядовые жители не пострадали.
В список белорусских граждан, которые теперь не могут въезжать на территорию Евросоюза, внесена , например, судья Елена Жук , которая вынесла приговор белорусскому оппозиционеру Сергею Коваленко, или – руководитель подразделения спецназа Хазалбек Атабеков. Санкции коснулись и бизнесменов. Вообще, впервые Евросоюз ввел их в отношении Белоруссии в январе прошлого года , сейчас в этом списке около 240 фамилий, более 30 компаний. Запреты, в частности, затронули белорусского олигарха Юрия Чижа и его концерн по производству и экспорту дизельного топлива, которое покупали и литовские предприниматели. Теперь им придется искать другого продавца. Сам хозяин белорусского концерна заявляет, что санкций ЕС не боится.
Главная сфера, в которой основательно сходятся экономические интересы Белоруссии и Литвы – это транспортировка грузов соседей по литовской территории. Львиная доля этих потоков приходится на Клайпедский морской порт. Рекордный для региона объем перевалки грузов в этом литовском порту во многом обеспечивает именно Белоруссия.
Депутат Сейма Литвы Кястутис Главяцкас считает, что , если литовская экономика пострадает от санкций в отношении соседей, то Евросоюзу следует подумать о некоторой компенсации.

Кястутис Главяцкас: Литва является одним из главных экспортеров белорусских грузов, получает от этого довольно большие доходы. Надеюсь, что санкции, которые Евросоюз принимает, не затронут белорусско-литовских отношений в крупном объеме. Иначе политика сыграла бы здесь плохую роль. Солидарность Литвы с Европейским союзом тогда должна была бы компенсироваться другими инструментами.

Ирина Петерс: Оппозиционный литовский парламентарий Юлиюс Вяселка однозначно против санкций в отношении Белоруссии.
Юлиюс Вяселка: Это наш сосед. Идет большой поток грузов. Если санкции будут осуществлены на 100 процентов, это увеличит число безработных в Литве и негативно повлияет на бюджет страны.

Ирина Петерс: Как в самой Белоруссии оценивают решения Евросоюза? Представитель оппозиции Анатолий Лебедько санкциями это не считает.

Анатолий Лебедько: Речь идет о точечных ограничениях в отношении, как правило, чиновников, представителей силовых структур и судейского корпуса, которые нарушают действие Конституции Белоруссии, а также международные обязательства. Что касается последних решений, связанных с некоторыми людьми бизнеса, которые имеют серьезные государственные преференции , это не затрагивает в Белоруссии интересы тех, кого мы называем среднестатистическими гражданами . Нам, как и тракторозаводчанам, работникам МАЗа или Белшины, абсолютно «фиолетовы», честно говоря, интересы людей со двора Александра Лукашенко, которые делают свой бизнес. Если это не затрагивает всех остальных, - а это народ не тревожит - то они относятся к этому нейтрально либо позитивно.

Ирина Петерс: Нет такого на бытовом уровне, что, мол, обижает нас, белорусов, Европейский союз?

Анатолий Лебедько: Государственная пропаганда, информационная машина работает именно на это. Но, если раньше имело эффективность, то сейчас не срабатывает в тех масштабах, на которые рассчитывает власть. Когда в стране кризис, когда многие хотят реформ, эти пропагандистские вещи не срабатывают.

Ирина Петерс: Так же, как, наверное, не срабатывают европейские санкции в отношении Белоруссии?

Анатолий Лебедько: Нет, эти ограничения имеют определенную эффективность. Например, судья: грубо нарушает Конституцию, права людей. И он это знает. Но, когда принимались только европейские заявления и декларации, он думал: мне все равно. И на уикенд отправлялся в Вильнюс, Варшаву. Эти люди по белорусским меркам достаточно обеспеченные. Чиновники, начальники управлений – они с трепетом следят, когда принимаются такие меры. Это их единственно и затрагивает. Апеллирование к совести точно не доходит.

Ирина Петерс: Ну, слетают в другом, в восточном направлении на отдых… Или Европа для них так важна?

Анатолий Лебедько: Существенна! Привыкают к комфорту, к тому, что именно в Европе можно отдохнуть от души, с размахом , чувствуя, что никто не подсматривает . Для белорусских чиновников, которые живут в стрессовом состоянии, никакой Таиланд или Африка не заменят европейского комфорта. Но я все же не рассматриваю это как серьезные санкции.

Ирина Петерс: Вы сами являетесь, можно сказать, жертвой прежних европейских санкций, в результате которых президент Лукашенко не выпускает теперь оппозиционеров из страны.

Анатолий Лебедько: Абсолютно спокойно дышу в эту сторону! За свою жизнь я, слава Богу, поездил. И встречался с такого уровня политиками, с которыми Александру Григорьевичу точно до конца его карьеры никогда не встретиться. А если срочно надо… Вот я недавно поехал в Литву и встретился с министром Ажубалисом . Белорусские власти считают, что если они наложат ограничения на своих оппонентов, то те побегут в Брюссель с жалобами : нам стало некомфортно! Но так не вышло, эта стратегия оказалась не эффективна. Вот я сидел в СИЗО КГБ около 4 месяцев – там да, ограничения. Но тогда что - сажать сначала активную оппозицию, потом всю оппозицию, потом, как в советские времена, ограничить выезд за границу для всех граждан? Такое возможно, но на короткий период времени.

Ирина Петерс: Вернемся в Литву. Фрагмент интервью политолога Вадима Вилейты, которое он дал Литовскому радио.

Вадим Вилейта: Насколько далеко Евросоюз может пойти в своем давлении? В любом случае эти действия можно как-то разбавить поиском адекватных средств по привлечению Белоруссии на сторону Евросоюза. Что он может людям позитивного предложить? На санкции белорусские власти, что естественно, отвечают, усложняя жизнь для тех же общественных активистов, гражданского общества внутри страны. Так оно сейчас и происходит. Евросоюз должен наконец понять, что у него в распоряжении есть не столько санкции, сколько возможности более гибкой политики, чтобы привлечь белорусское общество на свою сторону. Пока что он топчется на месте, зациклился на санкциях, принимает косметические шаги, которые ничего не меняют. Пока у Лукашенко есть поддержка России, он может себя чувствовать вполне твердо и на все эти так называемые санкции махнуть рукой …

Ирина Петерс: Привлечь на европейскую сторону – какую роль здесь может сыграть Литва? Нельзя не упомянуть о предстоящем облегченном порядке пересечения нашей общей границы жителями приграничья, но пока дело ни с места.

Вадим Вилейта: Литва тут может сыграть одну из ключевых ролей. Основным средством привлечения на сторону Европы белорусского общества должно служить облегчение контактов между людьми, упрощение визового режима. Но о каких контактах может идти речь, когда , чтобы съездить в Европу, белорусам нужно преодолеть большие препятствия, заплатить большие по белорусским меркам деньги и , может быть, один раз удастся съездить… Это просто смешно! Нужно радикально упростить получение Шенгенской визы белорусами, уменьшить или вообще отменить оплату этой визы. Такие решения должны приниматься на европейском уровне. Без этого ЕС может и дальше грозить Лукашенко, но Европа так и останется для белорусов чем-то далеким, недостижимым.
Упростить выдачу многоразовых виз – Литва на это, к сожалению, не идет. Представьте, насколько это сразу помогло бы завязывать долгосрочные контакты между белорусским и литовским обществами, насколько облегчились бы поездки к родственникам, друзьям! Максимально обеспечить человеческие контакты. А уж с властями – как получится. Ведь это, к сожалению, зависит не от европейской стороны, а от белорусской.