Дело "Манежной" пойдет в Страсбург

Московский городской суд смягчил приговор в отношении трех из пяти обвиняемых по делу о массовых беспорядках на Манежной площади в Москве, но оставил их в заключении. Адвокаты, просившие назначить своим подзащитным наказания не связанные с содержанием под стражей, таким решением разочарованы – сроки снизили на 2 и 3 месяца.

Поводом для беспорядков на Манежной площади в декабре 2010 года стало недовольство футбольных фанатов и радикально настроенной молодежи ходом расследования убийства известного в среде болельщиков "Спартака" Егора Свиридова. Стихийный митинг, в котором приняли участие около пяти тысяч человек, завершился столкновениями с ОМОНом. В результате по официальным данным пострадало 32 человека.

О смягчении наказания, назначенного Тверским районным судом пятерым участникам беспорядков на Манежной площади в Москве, просили и сами подсудимые, и их защита. Причем говорилось как о замене реальных сроков лишения свободы условными, так и о необходимости вовсе прекратить уголовное преследование по реабилитирующим основаниям.

Подсудимые Игорь Березюк, Руслан Хубаев, Кирилл Унчук, Леонид Панин и Александр Козевин признаны виновными в применении насилия в отношении представителей власти. При этом Березюк, который по приговору Тверского районного суда Москвы получил самый большой срок (пять с половиной лет лишения свободы), по мнению суда виновен еще и в призывах к беспорядкам.

На протяжении всего судебного разбирательства адвокаты заявляли, что дело политически мотивированно. Довольно жесткие приговоры их подзащитные получили, во-первых, потому, что входили в оппозиционное движение "Другая Россия", а во-вторых, в назидание остальным. Чтоб не ходили митинговать по площадям без разрешений.

Сами осужденные, которые в заседании кассационной коллегии Московского городского суда участвовали благодаря видео-трансляции из Бутырской тюрьмы, заявляли, что не участвовали в организации беспорядков. Они были на Манежной площади 10 декабря 2010 года, но события того дня разворачивались стихийно, а конфликты между людьми, вышедшими на площадь и ОМОНом провоцировали сами сотрудники правоохранительных органов.

Кроме того, установлено, что у потерпевших (ими назначены сотрудники полиции) нет претензий к подсудимым. Все это, по мнению подсудимых, дает основания к их освобождения из-под стражи. Прокурор, просила судей не принимать во внимание то, что говорят подсудимые и их защита, потому что разбирательство в Тверском суде проходило в полном соответствии с требованиями закона, и оснований для отмены приговора не имеется. А "доводы об уголовном преследовании по политическим мотивам являются недуманными и не соответствуют действительности", – заявила гособвинитель. Она, тем не менее, просила суд переквалифицировать обвинение и привести его в соответствие с новой редакцией закона, снизив сроки наказания, назначенные трем осужденным. Суд же поступил иначе: Березюку наказание сократили на три месяца, Хубаеву и Козевину на два, а приговоры Панина и Унчука остались без изменений.

– Для нас это очевидная насмешка над заключенными, – комментирует решение Мосгорсуда адвокат Руслана Хубаева Евгений Архипов, – очевидно, власть не собирается по пути смягчения своего прессинга в отношении оппозиции и политических заключенных, а, наоборот, демонстрирует, что и дальше будет закручивать гайки.

В свою очередь адвокат Игоря Березюка Дмитрий Аграновский заявил, что непременно обжалует приговор, от которого он ожидал большего:

– Президент Медведев дал поручение Генеральной прокуратуре разобраться, в том числе, и с этим делом, которое попало во все возможные версии списков политзаключенных. Я вижу, что и прокуратура и суд действительно над этим делом поработали – моему подзащитному с пяти лет шести месяцев снизили срок до пяти лет трех месяцев. Я, конечно, благодарен за это, но мы будем обжаловать приговор в порядке надзора. Будем жаловаться и в Европейский суд.

Российские правозащитники дело о событиях на Манежной площади также считают политически мотивированным, обращая внимание на то, что проведение стихийного митинга было инициировано футбольными болельщиками, которых поддержали неонацисты, а за организацию беспорядков привлекли активистов "Другой России".

– Я думаю, это вызвано тем, что "Другая Россия" все время вызывает раздражение у власти, – говорит председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. А с футбольными фанатами, несмотря на то, что они очень часто нарушают общественный порядок и ведут себя агрессивно, власти ссориться не хотят. С ними хотят сохранять хорошие отношения, может быть, в надежде в будущем использовать эту довольно аполитичную массу в своих целях – против тех выходящих на улицу граждан, которые властям неугодны.