Очернили врасплох

Протодиакон Андрей Кураев

Центральной темой российской блогосферы остается русская православная церковь. Как остроумно отметил пользователь ЖЖ Нойраум, тут можно обойтись без аналитики и ограничиться новостными заголовками:

“Протодиакон Андрей Кураев предложил сорвать концерт Мадонны в Петербурге с помощью анонимного телефонного звонка”
“Протоиерей Всеволод Чаплин уподобил Моцарта Бритни Спирс”
“Новосибирский митрополит осудил эротические гравюры Пикассо”
Явная кампания СМИ против церкви. Не цитировали, не транслировали - и вдруг начали цитировать и транслировать. Врасплох.

Наибольший резонанс получили слова протодиакона Андрея Кураева. Отвечая на вопрос депутата петербургского ЗакСа Виталия Милонова, как правильно вести себя в отношении певицы Мадонны, которая едет в Петербург c концертом "пропагандировать гомосексуализм", Кураев предложил "каждому нормальному человеку" вооружиться камнем или сорвать концерт, позвонив в ФСБ и сообщив о готовящемся теракте. Позже Кураев заявил, что пошутил. Пишет пользователь ЖЖ rai76:

Это уже экстремизм. Чистейший и беспримесный. Заявление было сделано на встрече с молодежью, то есть не на кухне в беседе со старым приятелем. Но вот что характерно: как только стало ясно, что высказывание-то обсуждают и возмущаются, Кураев тут же улыбнулся и заявил, что она утонула (это была шутка). Милая шутка, чего уж там. В России за такие шутки людей сажают. Но вовремя самоперековавшемуся протодиакону эта милая шутка с рук наверняка сойдет. В отличие от шутки Pussy Riot.

Пользователь balabalex недоумевает, почему столь светское мероприятие, как музыкальное шоу вообще вызывает озабоченность у представителей РПЦ:

Не кажется ли вмешательство в дела исключительно светские - концерт Мадонны и ее гражданская позиция - перебором со стороны церкви? Или таким образом РПЦ намерена бороться со всеми, кто так или иначе забывает согласовать свое мнение в храме?
Таким образом, любой антицерковный митинг можно сорвать, сообщив, что в рядах митингующих преступники. Или обвинить человека, одобряющего секс до венчания в разжигании чего-нибудь. Не является ли это первым шагом к введению Закона Божьего в рамки Уголовного кодекса?
Очень нехорошо получается. Хуже всего, если кто-то по скудоумию и желанию свои грехи, бывшие или будущие, замолить, сделает именно так, как призвал тов. Кураев.
В общем, опять двадцать пять. Идеальная организация для консолидации общества: церковь в очередной раз выступает как сила его децентрализующая и поляризующая.

***
В англоязычной блогосфере все чаще обсуждают Венгрию. Ходом великих перемен в этой восточноевропейской стране озабочены разные органы Евросоюза. Фискальные органы ЕС настаивают на возвращении независимости Центральному банку страны. В конце марта так называемая Венецианская комиссия – орган ЕС по контролю за соответствием национальных судебных систем общеевропейским нормам – рекомендовала Будапешту отказаться от инноваций в системе правосудия, введенных правительством Виктора Орбана. Джошуа Розенберг в юридических блогах Guardian поясняет, что именно не понравилось членам Венецианской комиссии в венгерских нововведениях:

Представьте себе европейскую страну, где всех судей выбирает один человек. Он же их увольняет. Он же составляет судебный кодекс. И обладает еще шестьюдесятью различными полномочиями. И еще представьте, что он только что избран на этот пост на девятилетний срок. Но и по истечению этого срока эта весьма влиятельная персона останется на своем посту, если против нее не проголосует две три парламента.
Как называется такая страна? Конечно жеВенгрия. Все указанные полномочия сосредоточены в руках Тюнде Хандо, бывшей судьи и президента недавно основанного судебного комитета. Безусловно, по чистому совпадению, она к тому же жена Йожефа Сайера, одного из лидеров правящей партии “Фидес” – человека, набросавшего новую конституцию Венгрии на своем iPad.
Почти 10% венгерских судей теряют работу, поскольку пенсионный возраст снизили с 70 до 62 лет. Венецианская комиссия отметила, что к отставке таким образом оказалось принужденным целое поколение судей, не допускавших в своей работе никаких очевидных промахов и обоснованно рассчитывавших продолжать профессиональную деятельность. Тюнде Хандо получила таким образом возможность поставить на их место более двухсот новых судей, а ведь старшее поколение занимало в массе своей руководящие позиции.

Недавняя отставка президента Венгрии Пала Шмитта (в прошлом - дважды олимпийского чемпиона по фехтованию), вызванная обвинениями в плагиате и отзывом у него докторской степени, стала основой внутренней повестки дня. Историк Ива Балог рассказывает в своем блоге о реакции официальных лиц и правительственных медиа:

Мэр Будапешта Иштван Тарлош в недавнем интервью крупнейшему национальному телеканалу обвинил всех, кто нападает на Пала Шмитта, в равнодушии к несчастьям родины. Тарлош заявил, что еженедельник HVG, первым опубликовавший материал о плагиате Шмитта, сеет смуту. У меня такое ощущение, что мнение Тарлоша разделяют немалое количество людей: они полагают, что факт плагиата экс-президента Венгрии несущественен, что на самом деле нападки на него - политическая интрига, организованная лево-либеральной оппозицией.
Чоба Хорват, глава будапештского отделения Венгерской социалистической партии, призвал Тарлоша взять свои слова назад, поскольку он по сути пытается уберечь лжеца от возмездия и скрыть правду. Такой человек не может быть главой венгерской столицы, считает Хорват. Однако мнение Тарлоша нашло поддержку в правительстве.
Подавший в отставку Пал Шмидт не признал, что виновен в плагиате. Он убежден, что нападки на него были состряпаны “блогерами”. Что это за мистические блогеры, никто не знает. Еженедельник HVG блогом никак не назовешь. Такая линия защиты вряд ли может быть плодом блестящего ума бывшего венгерского президента. Думаю, текст речи для него писали эксперты правящей партии. Поэтому логично предположить, что именно этой линии ФИДЕС и правительство Орбана будут придерживаться до последнего.