Исповедь старого актера (Барнаул)

Заслуженный артист России Алексей Самохвалов (Барнаул) Фото Олега Купчинского




За плечами - около трехсот сыгранных ролей и сорок собственных театральных постановок. Он сыграл во всех пьесах Горького, играл персонажей средневековья, советских вождей и рабочих. Заслуженному артисту России, актеру Алтайского драматического театра Алексею Самохвалову на днях исполнилось 90 лет. Он и сейчас продолжает выходить на сцену – в спектакле «Собачье сердце». Но делает это, по его словам, через силу. И дело не только в возрасте. Театр, как считает Алексей Самохвалов, переживает глубокий кризис и находится на грани краха.

- в ТОМ КАЧЕСТВЕ, в котором существовал в свое время театр – вероятно, не нужен. Значит, он нужен в другом каком-то качестве. Вот смотрел на канале «Культура» выступление режиссера Виктюка. Вел программу Швыдкой. Дискуссия. Товарищ Виктюк заявил, что театр вообще не должен заниматься ни вопросами морали, ни вопросами нравственности.
-А чем же, развлекать?
- Вот и я, старый дурак, доживший до 90 лет, но еще немного соображающий, задумался - а чем же тогда? Смотрю, по всем регионам, по всем театрам сибирским – одно и то же. Я очень хорошо знаю ситуацию, знаю. Всех актеров, все спектакли, я ежегодно езжу на театральный фестиваль «Сибирский транзит». Все в тупике, в недоумении. И у нас в театре точно такая же ситуация. Вот поставили спектакль «Орфей спускается в ад». Там по замыслу режиссера – много половых сцен. «Камасмутра» отдыхает! Я старый человек и этого никогда не видывал и подумать не мог, что так можно… Зрители в недоумении, мы, актеры – тем более. Вот только что звонил коллега из театра. Прошло распределение ролей двух новых пьес. Они не могут понять, почему. Ну существует пьесе какая-то возрастная категория. Ее переплюнуть нельзя. ПАотому что сваливается сюжет в совсем другую сторону. Там в пьесе есть роль полковника, которфыйц заворачивает всю интригу. Все понимают, что до полковника надо дослужиться. Ему должно быть лет 40-45 лет. А у нас играет 25-летний молодой человек. Но ведь существует драматургия, существует автор. Да, автора пьесы можно прочитать по-разному, но есть определенные категории, которые ломать нельзя!
Самое страшное - мфы потеряли институт режиссеров, их просто нет, ни в одном театре. Но мфы лишились драматургии, нет драматургов. Нет материала – ни хорошего, ни плохого…
- Но при этом приглашенные режиссеры, независимо от качества пьесы и ее успеха у зрителя, гарантированно получают весьма неплохие деньги…
- Да, режиссура и художники стали очень дороги. Сейчас режиссерский гонорар за спектакль – 300- 400 тысяч. А художники переплюнули и режиссеров – они получают по полмиллиона…

- Но при этом актеры играют за копейки, остаются на окладах. А ведь их любит зритель, они вытягивают спектакль…

- Конечно. Я этого тоже не понимаю. Но им так вфыгодно. Они бросили все театры. У нас, народных и заслуженных артистов в театре драмы, ставка 5 тысяч 180 рублей. Мизер, меньше чем у уборщицы. Правда, нам еще за спектакли платят. Если хорошо занят в репертуаре – до 10 тысяч можно заработать. Ну а я занят в паре спектаклей - это тысяча рублей сверх оклада… Не в обиду будет сказано нашему начальству, они правда, меня не очень любят, потому что я говорю что думаю – но у нас на Алтае самая маленькая зарплата среди театров Сибири и Дальнего Востока. …

- В одном интервью вы сказали, что иногда ненавидите свою профессию. Вот откуда такие мысли?
- У нас же самая зависимая профессия в мире! От всех завишу – от директора завишу, от режиссера очередного завишу, от реквизитора, костюмера, гримера… От бухгалтера – завишу. Она меня обсчитает, а я должен идти к ней на поклон и оправдываться…И самое страшное – завишу от зрителя…