Экономист Гарегин Тосунян – о безналичных перспективах России

Гарегин Тосунян

В российском правительстве обсуждаются меры по законодательному стимулированию безналичных платежей, в том числе и среди граждан страны. Готова ли Россия сегодня значительно сократить долю наличных расчетов в денежном обращении?

Министерство финансов России в ближайшее время подготовит законопроект, который обяжет бюджетные организации при расчетах использовать банковские карты, заявил глава ведомства Антон Силуанов. Кроме того, по его словам, в министерстве сейчас действует специальная рабочая группа, которая обсуждает и другие предложения по стимулированию безналичных расчетов в денежном обороте. Среди них, в частности, обязательное перечисление зарплат, пенсий и социальных пособий на счета с банковскими картами, а также запрет на расчеты наличными средствами при покупках свыше определенной суммы.

Все эти меры, как считают чиновники, могут приблизить Россию к стандартам развитых стран, практически уже отказавшихся от использования наличных средств в денежном обороте, полагает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:

– Движение в сторону безналичного оборота в расчетах есть, и во многих странах уже даже отвыкли от наличности. В Соединенных Штатах, например, сотенная купюра иногда вызывает у людей некоторое удивление – они настолько привыкли к пластику, что в некоторых торговых сетях крупные купюры давно не видели. Европа тоже не любит крупные купюры и наличные платежи.

То есть практика такова, что в развитых странах до 90 процентов платежей проходят в безналичной форме – там, как говорят, даже в публичных домах рассчитываются пластиком. Тем более это происходит, когда речь идет не о мелкой рознице, а о крупных покупках. Никто автомобили или квартиры за наличные там не покупает.

Российский министр финансов говорил о некоторых предложениях по искусственному ограничению наличных расчетов. Однако, насколько мне известно, у Ассоциации российских банков существуют свои предложения на эту тему. В чем их суть?

– Конечно, можно пойти по пути административного ограничения сумм покупки с использованием наличных. Однако, по нашей версии, все-таки это лучше делать с помощью экономического стимулирования, показывая, что рассчитываться в безналичной форме гораздо выгоднее - по аналогии, например, с мультивалютными картами, которые дают возможность конвертировать валюту по курсу Центрального банка, не теряя комиссионные на обменные курсы, где бы вы ни находились. Такая форма платежа явно экономически выгоднее, чем использование наличности, да еще и с переводом из одной валюты в другую. Именно это в большей степени подстегивает людей к тому, чтобы выбрать обслуживание через пластик, чем любые ограничительные меры.

Иначе говоря, Ассоциация предлагает использовать не административные и ограничительные меры, а стимулирующие экономические. Но что сегодня, на ваш взгляд, сдерживает увеличение доли безналичных расчетов внутри страны?

– Да, мы считаем, что в этом направлении двигаться, безусловно, надо - но стимулируя безналичные операции, а не отсекая какие-либо суммы. Именно так мы можем сократить - постепенно и аккуратно - долю наличных расчетов в обороте.

Понятно, что основная причина тяги к наличности – это коррумпированность. Взятки, конечно, тоже можно перечислять в безналичном варианте, но следы определенных теневых операций в безналичных платежах стараются все-таки не оставлять. Кроме того, среди причин - и отсутствие культуры как таковой, и вопрос разветвленности наших банковских услуг.

Последняя названная вами причина, на мой взгляд, для России сейчас является определяющей – все-таки в стране существует огромное количество территорий, где не только отсутствует возможность безналичных расчетов, но и не всегда есть доступ к самим банковским услугам…

– Вот это нас и сдерживает, почему мы и говорим, что ни в коем случае нельзя идти административным путем. Прежде чем накладывать административные ограничения, людям необходимо дать возможность рассчитываться в безналичном порядке. Если же такая возможность дана не всем и не везде, то административные ограничения – это не умно, поскольку они ограничивают людей в правах и возможностях. Когда же банковские услуги внедряются и стимулируются, продвигаются вглубь страны по всем секторам, в том числе, в сетевые и даже несетевые магазины или рестораны, то люди к ним привыкают и отучаются рассчитываться наличными.

Надо находить комплекс мер, которые, не ограничивая возможности по платежам, просто подстегивали бы людей к такому способу оплаты, который им выгоднее. Пока мы не можем обеспечить в каждой глубинке не только интернет-банкинг, но и обслуживание пластика.

Готово ли Министерство финансов страны прислушаться к вашим аргументам? Или же оно все-таки пойдет на более радикальные шаги в части ограничения использования наличных средств в денежном обороте?

– Не хотел бы их интерпретировать, но Антон Силуанов - человек очень толковый и не производящий впечатления рубящего с плеча. У него подход экономический, взвешенный и грамотный. Поэтому я думаю, что наши аргументы будут услышаны.

Хотя у Министерства финансов может быть и свое видение. Ведь есть же страны, которые четко ограничили суммы платежа, выше которых оплата – только в безналичной форме. Поэтому не исключено, что, начиная с каких-то больших сумм, такой административный подход также возможен.