Три звезды вокального джаза родились весною, в марте и апреле: Билли Холидей, Элла Фитцджеральд и Сара Вон

ДС: Все три, столь великие, столь уникальные, столь по-разному гениальные, родились весной: Сара Вон 27 марта 1924 года, Билли Холидей 7 апреля 1915 года, Элла Фитцджеральд 25 апреля 1918 года. Сара – в Ньюарке, в Нью-Джерси, Билли в Балтиморе, Мериленде, а Элла в Ньюпорте, штат Вирджиния. Все они завоевали нью-йоркскую сцену, затем – всеамериканскую, затем – мировую.
В чем их разница и в чем их сходство?
Билли была светлокожей; её подчас «подкрашивали», ибо в те времена на юге США «почти белой» певице негоже было петь с оркестром черных музыкантов. Сара, пожалуй, единственная из трех, выросшая в относительной стабильности, без ужасов бедности и насилия (как Билли) или настоящего клошарства (как Элла).
Билли звали «Леди Дей», Сару – «Божественная Сара Вон», Эллу – «Первой леди джаза» или просто – «Леди Элла».
Ваши ламповые и транзисторные, ваши мобильники, смартфоны, таблетки и ноутбуки – настроены на волну «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Ella Fitzgerald - These Foolish Things – 3:45 (Ella Fitzgerald - ELLA At the Opera House – VERVE)

ДС: - «These Foolish Things», «Эти глупые вещи», «Эти глупые приметы»… Удивительно, но эта полная ностальгии песня, этот всемирно известный стандарт, написанный однажды воскресным утром в Лондоне Эриком Машвитцем, годами не находил спроса у нотных издателей. Эрик Машвитц был английским эстрадным артистом, писателем и радиожурналистом. Он написал «Эти глупые вещи» после того, как оборвалась его любовная связь, его роман с голливудской актрисой китайских кровей Анной Мей Вонг (ее наиболее известный фильм «Шанхайский Экспресс»). Поставив точку в конце этой печальной баллады, он позвонил другу, так же жителю Лондона, композитору Джеку Стречи, который незамедлительно начал подбирать к этой, слегка монотонной поэме, музыку.
«Неужели я никогда от тебя не освобожусь?
Не стану свободным самим собою?
Узы, которые связывали нас,
Все еще не развязаны
И я не знаю, как их порвать…
И эти мелкие приметы, эти глупые вещи,
Из которых состоит моя жизнь,
До сих пор полны радости и боли…»

Элла Фитцджеральд и трио Оскара Питерсона, рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас, Джо Джонс – ударные. Чикагская Опера, 29 октября 57 года.
Конечно, текст песни Эрика Машвитца был переделан, скажем, подогнан, под певиц. Большинство классических записей спето именно певицами, хотя и Фрэнк Синатра, и Бинг Кроузби, и Нэт-Кинг-Коул, и даже Джеймс Браун пели «These Foolish Things».

Sarah Vaughan - These Foolish Things – 3:48 (Sarah Vaughan - The Complete Roulette Studio Sessions)

ДС: «Эти глупые вещи», на этот раз в исполнении нашей второй сегодняшней героини – Сары Вон.
Эд Касби, Дик Наш, Боб Найт и Том Шепард – тромбоны. Джимми Роулес – рояль; Бобби Гиббонс – гитара; Ред Календэр – контрабас; Ёрл Палмэр – ударные и неизвестная струнная группа. 14 июня 63 года, Лос-Анджелес.
Сара, в отличие от Эллы, которая создает только ей свойственную глубокую и душевную лиричность, более feline, как сказали бы французы, у нее всегда в любовных балладах есть нечто кошачье, но если она мяукает, (что она любит делать), то, вторя саксофону…

Эрик Машвитц называл «These Foolish Things» «своим перечнем потерь». Конечно, когда поет крунер, такая деталь, как след губной помады на сигарете, вещь вполне понятная. Для певиц же подобные детали становятся весьма двусмысленными. Однако в целом это не важно, так как «ностальгический список» все же очень хорош:

«… сигарета со следами губной помады,
авиабилет в романтические края –
мелочи, конечно, но сердце мое бьет крыльями,
потому что эти дурацкие приметы
напоминают мне о тебе…
Тренькающее пианино в соседей квартире,
Эти спотыкающиеся слова,
Которые помогают тебе понять, что я чувствую,
Ярко раскрашенные ярмарочные качели –
Эти глупые вещи напоминают мне о тебе.
Ты пришла, ты увидела, и ты победила меня.
Но когда это произошло,
Я уже знал, что это судьба.
Мартовский ветер,
заставляющий мое сердце танцевать,
телефон, который звонит,
но никто не отвечает –
о, как твой призрак
цепляется за эти глупейшие детали…
Первые нарциссы, ожидание телеграммы,
Свечи, горящие на угловых столиках ресторанов,
Вечерний парк в тот самый момент,
Когда звонят колокола,
Иль-де-Франс и стаи чаек,
Взорвавшаяся красота весны –
Все эти глупые вещи напоминают мне о тебе…


Billie Holiday - These Foolish Things - 3:34 (Billie Holiday - Lady in Autumn - VERVE)

ДС: - «These Foolish Things», на этот раз Билли Холидей с пластинки «Леди Осенью». В голосе её слышится эта осенняя усталость, но это все же Леди Дей. Трио, на мой взгляд и слух, Тедди Уилсона. Время записи, как и возможность того, что аккомпанирует Холидей трио Джимми Роулса или Оскара Питерсона, расплывчато. Как сообщает, разбежавшаяся на ремастеринг фирма «VERVE», где-то между 46 и 59 годом.
Среди трех джазовых див Билли Холидей занимает особое место. Ее детство и юность были кошмаром: мытье полов у белых хозяев, изнасилование, колония для малолеток, переезд в Нью-Йорк, проституция, тюрьма и, наконец, работа за чаевые певицей в «Log Cabin» в Гарлеме, где ее и заметил продюсер и охотник за талантами Джон Хэммонд.
Билли была первой певицей, как пишет Йохаим Берендт, «понявшей, хоть и подсознательно, что не только голос – инструмент, но и микрофон. Она была первой вокалисткой, сообразившей, что микрофон требует совершенно иной техники самовыражения». КЦ.
Вокалисты, не постигшие этот секрет, совершенно впустую использовали личные вокальные приемы, микрофон их просто не брал.
Джон Хэммонд организовал первую запись Леди Дей, как прозвал её позже Лестер Янг. Билли пела с комбо Бенни Гудмена. С 38 года она была солисткой в белом оркестре Арти Шо и была вынуждена входить в клуб, где пела, через черный ход. Позже, когда она стала солисткой черного оркестра Каунта Бейси, ситуация превратилась, как я уже упоминал, в противоположную: она была слишком светлокожей для афроамериканского оркестра. В обоих случаях это было унизительно, но в Детройте, выступая с Бейси, Билли должна была использовать грим, чтобы стать «смуглее».
В последние годы жизни, а Билли умерла в возрасте 44 лет, голос ее потерял силу, надтреснул, стал ближе к речитативу. Но, как ни странно, сила эмоционального выражения и пронзительная человечность не исчезли. Она все еще была великой.
Большинство историков джаза ставят Билли в центр или на самую вершину джазового вокала.

Billie Holiday - Embraceable You – 6:45 (Billie Holiday - Body and Soul - VERVE)

ДС: «Embraceable You» Джорджа и Айры Гершвиных. Леди Дей – вокал. Харри «Свитс» Эдисон – труба; Бен Уэбстер – тенор-саксофон; Джимми Роулес – фортепьяно; Барни Кессел – гитара; Ред Митчел – контрабас и Ларри Банкер – ударные. Запись 57 года.

Гершвины написали "Embraceable You" в 28 году: Джордж музыку, а Айра – слова. Песня, быстро ставшая стандартом, была написана для не состоявшейся оперетты «Восток это Запад». Однако в 30-м году песня появилась в бродвейском мюзикле «Girl Crazy», звездами которого были Джинджер Роджерс и Фред Астер. Версия Билли Холидей, записанная в 44 году, вошла в Зал Славы «Grammy» 61 год спустя.
В пол-уха или вполне серьезно, дома, в дороге или в гостях – вы слушаете еженедельное «Время Джаза», на этот раз посвященное трем дивам джазового вокала: Элле Фитцджеральд, Саре Вон и Билли Холидей. Если вам не удалось прослушать этот выпуск «Времени Джаза», вы можете скачать подкаст с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Ella Fitzgerald - Embraceable You – 4:49 (Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook - Verve)

ДС: «Embraceable You», Элла Фитцджеральд и оркестр Нелсона Ридла, 59 год. Элле шел 41 год, когда она записала восемь долгоиграющих пластинок под общим названием «Элла Фитцджеральд поет песни Джорджа и Айры Гершвиных». Певица была в самом расцвете сил и таланта. На запись этой серии песен ушел с паузами весь год. За исполнение песни «But not for me» она была удостоена премии ««Grammy» в 60 году в категории «лучший женский вокал». Этот вариант песни Гершвиных вошел в список «1001 песни, которые нужно услышать до того, как умрешь».
Но спешить не обязательно. Как пел Брассенс: «Умрем, но лучше медленно…»
Однако у нас пока что на прицеле этот самый «Embraceable You» - «Обними меня, my sweet embraceable you». Как-то я попробовал это перевести – получилась табуретка с пропеллером…

Sarah Vaughan - Embraceable You – 4:48 (Sarah Vaughan With Clifford Brown – AmArcy)

ДС: - «Embraceable You»: Сара Вон – вокал; Клиффорд Браун – труба; Пол Киншет – тенор-саксофон; Херби Манн – флейта; Джимми Джонс – рояль; Джо Бенджамин контрабас и Рой Хайнс – ударные. Запись сделана в Нью-Йорке в декабре 54 года.
«Целая плеяда певиц, - пишет Берендт,- пришла в джаз из окружения Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.. Это Сара Вон, Кармэн МакРей и Бетти Картер. Как большинство джазовых вокалисток, Сара Вон почувствовала первые импульсы призвания в церкви. Она говорила: «В том, что и как ты поешь должна быть часть души, точно так же, как в спиричуэлах. А это – часть моей жизни».
В 43 году Сара стала певицей в оркестре Ёрла Хайнса; в 44 – у Билли Экстайна. Оба оркестра были чем-то вроде колыбелей для молодых талантов, для будущих музыкантов бибопа. Сара Вон распознала значение бибопа немедленно. «Я сразу поняла, что Диз и Птиц – это предел. И я точно так же думаю и нынче. Их игра определила мой собственный стиль».
«Сара Вон,- заканчивает Йоахим Берендт, - была первой джазовой певицей с вокальными данными оперной вокалистки. Ее богатое густое контральто внесло в джаз новое звучание. Ее умение использовать этот новый звук в самых разнообразных вариантах и нагружать его эмоциями, превосходит всё, что было сделано певицами джаза до нее». КЦ.

На этот раз финишная прямая будет не совсем обычной. Нужно, чтобы все три версии «But not for me» в исполнении наших трех героинь уместились бы в оставшееся время. Поэтому мой комментарий будет сведен к минимуму.
Вы слушаете радио «Свобода» на коротких и средних и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона ваш – ДС.

Ella Fitzgerald - But Not for Me –3:31 (Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook)

ДС: - «But Not for Me», «Но не для меня», Джорджа и Айры Гершвиных из мюзикла 30 года «Girl Crazy». Элла Фитцджеральд и оркестр Нелсона Ридла. 59 год.
А теперь очередь Билли:

Billie Holiday But Not For Me – 3:52 (Billie Holiday - Verve Silver Collection)

ДС: - «Но не для меня» на этот раз в исполнении Билли Холидей. Харри «Свитс» Эдисон – труба; Бен Уэбстер – тенор-сакс; Джимми Роулес – фортепьяно; Барни Кессел – гитара; Ред Митчел – контрабас и Ларри Банкер – ударные. Лос-Анджелес, январь 57 года.
И последний вариант песни Джорджа и Айры Гершвиных, само собой, вокал «Божественной Сары»:

Sarah Vaughan - But Not for Me – 3:25 (Sarah Vaughan - 'Round Midnight – Verve)

ДС: «But Not for Me», Сара Вон и оркестр Хэла Муни. 1 ноября 56 года.
Сравнение этих трех версий и комментарии – за вами!
До следующей недели, всех вам благ, не забывайте наш сайт svobodanews.ru. Чао, бай-бай!