Литовский паспорт

Ирина Лагунина: В Литве отметили 20-летие паспорта независимой республики. За эти годы паспорт, являющийся для любой страны одним из атрибутов государственности, претерпел большие изменения: от состояния, когда его нетрудно было подделать, до документа общеевропейского образца высокой степени защиты и биометрическими данными, что позволяет гражданам Литвы ездить без виз и в США. Рассказывает наш корреспондент в Вильнюсе Ирина Петерс.

Ирина Петерс: После того, как восемь лет назад Литва вступила в Евросоюз, а позже вошла в Шенгенское пространство, привлекательность литовского паспорта в глазах потенциальных эмигрантов возросла. Гражданство Литвы, действительно, имеет ряд очевидных преимуществ , получить его не так просто. Есть два пути. Гражданство Литовской республики получают дети, рожденные от граждан Литвы, вне зависимости от места рождения. Ребенок без гражданства , рожденный на территории Литвы и постоянно проживающий в стране, также имеет право стать гражданином, не завися от гражданства родителей. И путь второй-натурализация. Гражданство Литвы может быть предоставлено человеку, постоянно живущему здесь в течение последних десяти лет и имеющего законный источник дохода. При условии, если он сдаст экзамен по государственному языку и основам Конституции. Лица, заключившие брак с гражданами Литовской республики, могут иметь литовский паспорт после пяти лет постоянного проживания в стране в законном браке.
Стоит напомнить, что в Литве – в отличие от Латвии и Эстонии – не существует проблемы так называемых не граждан. Когда в 1990 году Литва объявила себя независимой, было решено, что все, на тот момент постоянно проживающие в республике жители любой национальности, могут иметь литовский паспорт.
Как раз 20 лет работает в вильнюсской Миграционной службе Стела Бальчюнене.

Стела Бальчюнене: Первый паспорт был выдан 2 апреля 92 года в паспортном отделе города Вильнюса самому обыкновенному человеку, он сейчас пенсионер. Становилось Литовское государство и много было людей, которые хотели скорее получить, потому что свои старые советские паспорта оставили у парламента во время январских событий 91 года.

Ирина Петерс: Паспорта ведь нужно было напечатать и средства выделить.

Стела Бальчюнене: Конечно, но такого вопроса не было – тяжело или дорого, самое главное, что люди хотели получить новые литовские паспорта, зеленые.

Ирина Петерс: После того, как Литва стала членом Европейского союза, паспорта не зеленые, а как во всех странах ЕС темно-вишневого цвета обложка.

Стела Бальчюнене: С 2008 года новые паспорта, высокая степень защиты - одно из условий, чтобы сделать безвизовый режим с Соединенными Штатами.

Ирина Петерс: С июля 2009 года начали помещать в паспорт биометрические данные граждан Литвы, электронным способом переносятся отпечатки пальцев.

Стела Бальчюнене: Да. Если заказывается новый документ, отпечатки пальцев обязательно.

Ирина Петерс: В разговор вступает начальник Миграционной службы Гинтарас Багужис.

Гинтарас Багужис: Государство встало на ноги, скажем так, со всеми атрибутами. Так и чувствуем по паспорту.

Ирина Петерс: Помните, как вам выдавали самому первый паспорт?

Гинтарас Багужис: Да, только начинал работать, было новое чувство приподнятое – получили зеленый паспорт, другого цвета, не такой, как советский был. Чувствовали, что наконец в своем государстве – чувство гордости.

Ирина Петерс: Гражданство Литвы и, соответственно, паспорт могут также получить живущие за границей лица литовского происхождения. Они, за исключением некоторых случаев, должны отказаться при этом от имеющегося гражданства другой страны. Многие политики Литвы и эмигранты все эти годы продвигают идею разрешить двойное гражданство, так как с массовой эмиграцией литовцев в Западную Европу сокращается количество граждан собственно Литвы.
Премьер-министр страны Андрюс Кубилюс негативно оценивает предложение провести референдум по этому вопросу. И откровенен – почему. «Двойное гражданство можно разрешить иметь людям только литовского происхождения, - считает Кубилюс - в противном случае 200 тысяч русскоязычных граждан Литвы (в которой сейчас проживает около 3 миллиона человек) разных национальностей захотят получить и российское гражданство. Тогда Кремль получит возможность влиять на ситуацию в нашей стране через этих соотечественников».
Что касается защищенности документа от подделок, то прежние паспорта Литвы с зеленой обложкой, по мнению экспертов, подделать было не сложно, что преступники и делали. Например, скандально известный российский махинатор Сергей Мавроди, против которого заведено очередное дело в России, как выяснилось, планировал бежать из Москвы с литовским паспортом, в котором было вклеено его фото, а имя и фамилия были другие, литовские.
Когда подпольщиков хватали за руку?

Гинтарас Богужис: Скажем, один гражданин России чеченского происхождения, его поймали, нашли литовские паспорта.

Ирина Петерс: Собеседник имел в виду случай, когда в прошлом году литовскими пограничниками был задержан сын бывшего президента Чечни Джохара Дудаева 27-летний Деги, у которого обнаружили в машине семь фальшивых литовских паспортов. Кстати, его старший брат имеет литовское гражданство. Вдова первого президента Чеченской республики Алла Дудаева, их дети и родственники раньше проживали в Вильнюсе, теперь уехали в Грузию. Так вот, после задержания Деги Дудаева в подпольной типографии Каунаса были выявлены фальшивые паспорта разных стран и заготовки для изготовления других документов.
По мнению специалистов, внешне подделка нынешнего - вишневого цвета - литовского паспорта убедительна, но при попытках считать информацию с помощью специальных приборов она выдает себя.
Граждане каких стран попадались?

Гинтарас Богужис: Узбекистан, Иран, Пакистан, Турция.

Ирина Петерс: Интересуюсь у Стелы Бальчюнене, насколько дорого стоит гражданину оформить литовский паспорт.

Стела Бальчюнене: Документ нужно иметь с 16 лет, но многие путешествуют, паспорт можно делать в любом возрасте. Если сделать его за месяц – 150 литов, исключение для пенсионеров, для детей – половина стоимости. В срочном порядке, один рабочий день стоит 250. Люди очень много теряют документы, по несколько раз.

Ирина Петерс: Можно их заподозрить в том, что они этот паспорт нехорошо используют?

Стела Бальчюнене: Конечно, можно положить в бумажник, и когда теряют – теряют все.

Ирина Петерс: В Литве в прошлом году было выдано 237,5 тысяч паспортов. С прошением о предоставлении гражданства обратились около 200 человек.
Не все просьбы удовлетворяются. В пресс-службе президента страны пояснили: в большинстве случаев в гражданстве Литовской республики отказывают лицам, ранее имевшим судимость, а также не прожившим на территории Литвы срока, определенного законом. Интересно, что перед принятием решения по поводу предоставления гражданства президент Даля Грибаускайте - и такой порядок установлен по её инициативе – встречается с каждым подавшим прошение человеком лично.
В законе для президента предусмотрена возможность предоставления гражданства Литвы в порядке исключения. Тем не менее, Даля Грибаускайте пока ещё ни разу таким правом не воспользовалась.
А вот 20 лет назад в пору восстановления независимости республики литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе – России. Это в основном были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели.
Знаменитая пара Майя Плисецкая – Родин Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми.

Родион Щедрин: Мои связи с Литвой давние-предавние, связь моя с литовскими музыкантами близка, ни разу она не нарушалась за все эти долгие прожитые годы. Приезжаем, уезжаем. В Литве видим прогресс, который происходит. Прогресс этот совершенно очевиден, движение поступательное, уже многое достигнуто.

Ирина Петерс: Плисецкая и Щедрин живут на три дома: в Москве, в Мюнхене и в своей литовской усадьбе на берегу Тракайского озера.

Майя Плисецкая: Замечательный быт, мы себе тут устроили просто роскошную жизнь.

Ирина Петерс: Ваше любимое занятие в Литве?

Майя Плисецкая: Скорее всего ничегонеделание. Я к этому так не привыкла, что с удовольствием ничего не делаю. Что-то читаю, раскладываю пасьянсы, смотрю телевизор, действительно бью баклуши. Просто живу без напряжения. Это так трудно в наше напряженное время, напряженный Земной шар. Мы везде бываем, мы знаем, в каком напряжении живут люди. Здесь единственное место, где можно не нервничать, свободно дышать, свободно ходить, общаться с людьми.

Ирина Петерс: Ещё одна звезда российского балета - танцовщик Владимир Васильев – также имеет паспорт Литвы, которую он поддерживал в самые трудные годы и становлению балетной труппы, которой помогал.

Владимир Васильев: Время было очень сложное, была неразбериха. Именно в это время как раз такое стечение обстоятельств – помочь балету. Я вообще далек от политики, но есть ситуации, когда ты поневоле оказываешься и должен сделать какой-то вывод. В данном случае я, безусловно, был на стороне Литвы, даже говорить нечего. Вы знаете, я не пользуюсь благами, которые дает этот паспорт, но само сознание, что тебе предоставлено гражданство – почетно очень. Не каждому же дается, значит было сделано что-то. Живу в России, я никогда не уезжал, в самые тяжелые времена из России, не собираюсь покидать ее. Но для меня очень важно, очень ценно то, что я гражданин Литвы. Если бы была такая возможность, я бы с удовольствием принял гражданство всех стран мира.

Ирина Петерс: В сфере паспортного дела – чрезвычайно серьезной и порой опасной, если речь идет о преступлениях, - бывают и курьезы. Гинтарас Богужис одной из современных забавных особенностей в деле оформления документов назвал стремление граждан выглядеть на фото как можно моложе.

Гинтарас Богужис: Приходят делать себе документы, мы снимаем. Сразу на экране появляется фото. Бывает, испугается: оказывается, он не такой молодой. Говорит: у вас качество плохое. Психологический аспект, человек всегда чувствует моложе, чем на фотографии. Просит по 50-10 раз снимать, но все равно оказывается не такой молодой.

Ирина Петерс: Наверное, женщины очень расстраиваются?

Гинтарас Богужис: Нет, это не зависит от пола.

Ирина Петерс: То есть люди не могут смириться с возрастом?

Гинтарас Богужис: Да.