"Кто спасет Ульяновск от НАТО?"

Ульяновск. Акция антиНато. Фото Михаила Белого



Во вторник 10 апреля ульяновская полиция разогнала палаточный лагерь около аэропорта «Ульяновск-Восточный». В лагере находились участники голодовки, протестовавшие против планов развертывания на территории аэропорта перевалочного пункта для транзита грузов НАТО. Шестнадцать активистов левой организации «Патриоты» объявили бессрочную голодовку 7 апреля. О целях акции говорит ее участница Вера Палканова:

Вера Палканова: Мы хотели, чтобы нам конкретно сказали, что у нас будет в Ульяновске, что власти планируют организовать, какие плюсы будут для города, по состоянию экологии и что конкретно будут перевозить через Ульяновск в контейнерах.

Сергей Гогин: Во вторник вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин в своем Твиттере так прокомментировал новость о голодовке: «Кто-то устроил провокацию и толкнул наивных людей на глупость. Позор. Тот, кто распространяет „новость“ про „базы НАТО в РФ“, или провокатор, или просто идиот. Считайте, что это официальное заявление». После заявления Рогозина давление на участников голодовки усилилось. К вечеру вторника подъездные пути к аэропорту были перекрыты полицией под предлогом антитеррористических учений. Приказа об учениях никто не показал. Зато голодающим предъявили заявление руководства аэропорта о том, что их акция мешает буксировке самолетов, а нахождение людей вблизи рулежной дороги небезопасно для них самих. Директор аэропорта «Восточный» Валерий Бычков подтвердил, что действительно обращался с таким заявлением в полицию:

Валерий Бычков: 9-го числа была прервана буксировка воздушного судна в покрасочный корпус из-за нахождения как раз их автобуса на рулежной дороге. Никто автобус не убрал, буксировка была остановлена, продолжили ее с огромными нарушениями по безопасности эксплуатации воздушных судов. С таким положением дел я мириться не смог – не имею права. Я им написал начальное предписание: освободите /дорогу/ или переместитесь на безопасное расстояние. Они мое предписание проигнорировали. У меня ничего другого не оставалось, как обратиться в полицию.

Сергей Гогин: Один из организаторов и участников акции, предприниматель Наири Чатинян опровергает этот довод:

Наири Чатинян: Автобус не мешал, мы его убрали в воскресенье. Куда? На парковку аэропорта «Ульяновск-Восточный», где стояли другие автомобили. Автобус никому не мешал.

Сергей Гогин: Голодающие – их к тому времени осталось 10 человек – подчинились милиции, с вещами покинули палатки и перешли в автобус, предоставленный Чатиняном, чтобы переждать антитеррористическую акцию и потом вернуться в палатки, возможно, передвинув их подальше от аэропорта. Но полиция разобрала палатки, как сказано в пресс-релизе УВД, «с целью сохранности имущества». Об учениях по антитеррору в релизе не упоминается. О дальнейшем развитии событий рассказывает Вера Палканова:

Вера Палканова: Вытащили нас из автобуса под предлогом того, что он заминирован. Мы просто в шоке были. Мы автобус покинули, нам дали пять минут для сбора вещей, мы взяли только документы. Мы вышли на улицу, автобус оцепили. Нам сказали, что мы выйдем из автобуса, они все проверят, а потом пустят нас обратно. Мы стояли на улице около двух часов, мерзли, воду нам не давали, одежду теплую нам не позволили взять. В конце концов сотрудник полиции залез в автобус, без ключей, проводами его как-то завел и угнал. Куда – нам никто не сказал.

Сергей Гогин: Наири Чатинян говорит, что речь идет именно об угоне автобуса. Он отмечает, как странно власть реагировала на сообщения об угрозе теракта.

Наири Чатинян: В аэропорту «Ульяновск-Восточный» - стратегический пункт, в ста пятидесяти метрах от гигантских танков с горючим – в автобусе с людьми находится бомба. Все! Это включаются другие механизмы. Губернатор знает, что у него в международном аэропорту заложена бомба, что должно произойти? Все замы здесь, генералы – здесь, начальники управлений ФСБ, УВД, все поголовно в этом штабе. Я там штаба не видел, честное слово. Значит что? Не было никакой бомбы. Потому что кинолога они ждали три часа. За это время сколько бомб могло взорваться?

Сергей Гогин: Сообщение о бомбе впоследствии было признано ложным. Общественный активист Евгений Лытяков так говорит об этой угрозе теракта:

Евгений Лытяков: Не исключена прямая провокация, вот с этим звонком – это явно заинтересованные лица сделали. Вопрос в том, какие лица и в чем заинтересованы. Но случайными такие вещи не бывают.

Сергей Гогин: Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный (фракция КПРФ) сообщил об отношении своей фракции к разгону голодовки:

Алексей Куринный: Обком КПРФ направил обращение к прокурору Ульяновской области о законности прекращения данной акции, потому что, на наш взгляд, никаких законных оснований, чтобы изымать имущество у протестующих, не было. Требуем привлечь к ответственности соответствующих должностных лиц, если закон был нарушен.

Сергей Гогин: Куринный также сообщил, что в четверг Законодательное собрание заблокировало принятие Обращения к президенту России и Госдуме с просьбой пресечь коммерческий проект по развертыванию перевалочной базы НАТО в Ульяновске. Большинство в Заксобрании составляют единороссы. Ранее губернатор области Сергей Морозов приветствовал этот проект, который, по его словам, обещает новые рабочие места и дополнительные налоги в бюджет. В недавнем заявлении он назвал акции протеста против НАТО политическими провокациями с намерением дестабилизировать обстановку в регионе. Наконец, 11 апреля премьер-министр Владимир Путин также высказался о перевалочном пункте НАТО, он назвал его «площадкой подскока» для воздушного транзита. «Все, что делается в этой сфере, соответствует национальным интересам России и нашего народа», - заявил Путин. 21 апреля коммунисты планируют провести всероссийскую акцию протеста против транзитного пункта НАТО в Ульяновске.