Профессор Михаил Бернштам - о том, кому не угодил новый президент Всемирного банка

Новый президент Всемирного банка Джим Ен Ким

Джим Ен Ким, глава Дартмутского колледжа, одного из самых респектабельных американских университетов, был избран президентом Всемирного банка 16 апреля. Ким стал первым врачом и первым американцем азиатского происхождения избранным на эту должность.

Избранию Джим Ен Кима предшествовало серьезное противостояние не только между развивающимися странами и западными членами Всемирного банка, но и внутри американского политического истэблишмента. Представители стран третьего мира требовали отдать эту должность своему кандидату, министру финансов Нигерии. И в Вашингтоне у Кима также нашлись противники, которые расходились с ним во взглядах на роль банка в глобальной финансовой системе. Почему назначение президента Всемирного банка вызвало столь ярую полемику? Дело в престиже должности или в чем-то другом? На этот вопрос отвечает профессор экономики, сотрудник Гуверовского института Михаил Бернштам:

– И то, и другое и нечто большее, потому что президент Всемирного банка имеет огромную власть, по меньшей мере, в двух областях. Во-первых, это выдача кредитов на льготных условиях. Во- вторых, что представляется более важным на данном этапе, это само направление экономической политики банка. Всемирный банк имеет свои очень жесткие нормативы выдачи кредитов. И для их получения, а зачастую, и для членства в банке необходимо выполнение принципиальных требований к экономической политике стран-соискателей. Это – решительная приватизация, создание банковской системы, реформы пенсионной системы и многое другое. Многие страны к этому попросту не готовы, а для некоторых из них эти требования, в силу конкретных обстоятельств момента, могут быть попросту вредны. Такая негибкая политика вызывала иногда отрицательные последствия. Поэтому от того, кого представляет президент Всемирного банка, многое зависит. Либо он представляет интересы определенного истэблишмента западных стран, либо он более гибкий деятель, как новый президент Всемирного банка, либо он представитель банковского сообщества, как его предщественники.

– А почему сама личность Джима Ен Кима вызвала шумные дебаты?

– Он представитель естественных наук, много занимавшийся вопросами общественного здравоохранения. И защитники традиции ставят ему в вину тот факт, что он, по их мнению, слишком озабочен здравоохранением, вопросами демографии и качества жизни населения развивающихся стран. Все это – в ущерб вопросам экономического развития. Были подняты даже старые научные работы Кима, в которых он утверждает, что уровень и качество жизни автоматически не поднимаются вслед за ростом экономики, для этого нужна особая поддержка здравоохранению, нужно быть ближе к населению. Что является спорным с точки зрения экономического сообщества тезисом. Ким не придерживается никаких догм в отношении к развивающимся странам и поэтому, на мой взгляд, его кандидатура – это глоток свежего воздуха. Хотя многие находят ее весьма спорной.