Владимир Кара-Мурза - о новой либеральной партии в России

В марте министерство юстиции отозвало из Верховного суда свое требование о ликвидации Республиканской партии

В среду, 18 апреля, федеральный политсовет Партии народной свободы (ПАРНАС) принял решение зарегистрировать организацию на базе Республиканской партии России. О том, как назвать новую партию будет решено на съезде, который состоится не позднее 8 июля, сообщил один из сопредседателей ПАРНАСа Михаил Касьянов. Он также добавил, что политической платформой партии останутся борьба за свободу и против коррупции.


Владимир Кара-Мурза: Верховный суд России постановил вновь зарегистрировать Республиканскую партию России. Минюст должен будет удалить из реестра запись от 14 июня 2007 года, где говорится о ликвидации Республиканской партии, и она снова будет внесена в реестр. Министр юстиции Александр Коновалов высказал мнение, что Республиканскую партию вновь внесут в реестр в течение весны. В обращении сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков требовал восстановления регистрации партии, отмены решения о ее ликвидации на основании того, что численность ее членов и количество региональных отделений якобы не соответствовали российскому законодательству. Пресс-секретарь сопредседателя ПАРНАСа Михаила Касьянова Елена Дикун сообщила, что политсовет Партии народной свободы принял решение зарегистрировать ее на базе Республиканской партии России. Республиканская партия была образована в 90-м году на основе Демократической платформы КПСС. Верховный суд отменил свое решение после постановления Страсбургского суда о том, что судебный процесс прошел с нарушениями.
О том, на какое место в российской политической системе может претендовать новая либеральная партия, мы сегодня беседуем с Сергеем Иваненко, членом политкомитета партии "Яблоко", Марком Урновым политологом, сотрудником Высшей школы экономики факультета прикладной политологии, Денисом Билуновым, соучредителем Партии народной свободы и Сергеем Станкевичем, в прошлом народным депутатом СССР и депутатом государственной думы Российской Федерации. Как по-вашему, не запоздала ли регистрация Республиканской партии России после пяти лет ее отсутствия на российском политическом поле?

Марк Урнов: Конечно, запоздала, конечно, нужно было, чтобы она существовала в период выборов в Государственную думу. Но лучше, чем ничего, на самом деле. Зарегистрировали, теперь будет возможность себя рекламировать, восстанавливать свою популярность. Хорошо, появилась, дай бог.

Сергей Иваненко: Прежде всего я хотел поздравить наших коллег по демократическому лагерю, прежде всего Владимира Рыжкова. Это действительно достижение. Хотя в значительной мере оно связано с так называемой реформой Медведева, с созданием системы, при которой никакой проблемы зарегистрировать новую партию сегодня не существует. И в определенном смысле это такое, я бы сказал, техническое решение в понимании власти. Хотя я полагаю, что на самом деле важный признак возник, что в России можно что-то делать. Если говорить о перспективах, партия эта нам хорошо знакома, в представлении, которое предшествовало нашему разговору, говорили о том, что это одна из самых старых партий. Она действительно возникла как осколок КПСС, и там люди, с которыми мы хорошо знакомы, сотрудничали. Единственная проблема, которая будет у республиканцев и у других политических партий - это в том, что сегодня очень сложно работать в политической сфере в России, и без каких-то новых идей, новых людей, новых форм очень сложно будет добиваться результатов.

Марк Урнов: Там еще на самом деле одна сложность, потому что если не будет разрешено, похоже, что не собираются это делать, разрешать коалиции предвыборные, вот эти партии восстанавливающиеся, малые не смогут эффективно конкурировать. Если бы было объединение, если бы смогли выстроиться когортой, объединившейся, объединив, соответственно, электорат это был бы нормальный процесс роста партий. А сейчас такое впечатление, что на самом деле это будет работать на существующие крупные партии. Какая-то мелочь бегает, все удовлетворены, а электорального эффекта мало.

Сергей Иваненко: Не хотел на эту тему говорить, хорошо, что Марк сказал. Я на самом деле представляю партию "Яблоко", в определенном смысле мы конкуренты и были конкурентами. На самом деле одним из главных вопросов состоит для этих новых партий, новых старых или новых новых партий, воскресших или вновь образованных, насколько партии демократической ориентации способны будут договориться перед выборами, к счастью, сегодня не федеральными, до них пять лет, а перед региональными выборами. И вот это на самом деле главный вопрос. А сколько этих партий будет, как они будут функционировать – это зависит во многом от их основателей.

Владимир Кара-Мурза: Какой вы видите перспективу Республиканской партии России, возвращающейся на политическое поле?

Сергей Станкевич: Никаких немедленных успехов я ей не прогнозирую. Потому что действительно тот период, который сейчас начинается в связи с принятием нового законодательства, измененного законодательства о выборах, о партиях, он, конечно, будет характеризоваться многомелкопартийностью или мелкомногопартийностью. Причем ставка на это сделана архитекторами нашей политической системы вполне сознательно для того, чтобы создать огромный контраст между карнавальностью многочисленных партий, пышных названий, никому ничего не говорящих, мелькания лиц, парад претензий и амбиций, в котором невероятно трудно будет разобраться избирателю, и многие запутаются. И на этом фоне будет как скала стоять единственная системная понятная и правящая партия, которая будет пытаться извлечь и этого максимум выгоды. Вот здесь крайне важно научиться наконец договариваться сторонникам демократии в России, чего им до сих пор фатально не удавалось. Причем в связи с тем, что не будут действительно разрешены законодательством официальные избирательные блоки, они должны будут возникать неформально. То есть нужно научиться поддерживать кандидатов, выдвинутых не своей партией, но создавать коалиции вокруг таких кандидатов, независимо от источника их выдвижения. Так что первые же выборы, которые нам предстоят, покажут, смогут ли демократические силы приспособиться к этой новой ситуации. Вторая новизна, которая сейчас возникает, кстати, очень серьезная – это децентрализация российской политики, смещение фокуса политической жизни в регионы и на муниципальный уровень, где будет допущена наконец конкуренция реальная. Умение не только героически бороться за оппозицию на федеральной верхушке, но и опуститься на землю, на муниципальный, на городской, на региональный уровень и там показать себя – это важное испытание для демократических партийцев.

Владимир Кара-Мурза: Поддерживаете ли вы идею, высказанную Еленой Дикун, зарегистрировать Партию народной свободы на базе Республиканской партии России?

Денис Билунов: Я тоже был на заседании политсовета, практически большинство проголосовали "за", два человека воздержались, против не было никого. Это речь о том, что все, разумеется, прагматично настроены, нет речи о том, чтобы заново идти, проходить процедуру, и если есть возможность зарегистрироваться на базе Республиканской партии, то почему бы, собственно, не воспользоваться этой возможностью. Технический вопрос, связанный с тем, как людям, которые в Республиканской партии не состояли, влиться в эти структуры, они все решаемы, там нет никаких сложных коллизий, поэтому с этим проблем нет. Я бы хотел сместить немножко акцент дискуссии вот в какую сторону. Мне кажется, что политический ландшафт, который сейчас сформирован в результате зимних протестов, на самом деле спрос на демократическую либеральную партию, на мой взгляд, не удовлетворяется ни одной из существующих партий. Люди, которые выходили на Сахарова, на Болотную, большинство из них не состояли ни в каких партиях и движениях. Думаю, что ни один из существующих брендов, включая ПАРНАС или Республиканскую партию, в полной мере не соответствует их ожиданиям. Скорее всего будут приняты попытки создать какие-то новые партии. Об этом мы читаем, в частности, в блоге моего коллеги Леонида Волкова, депутата Екатеринбурга, который тоже входит в политсовет Партии народной свободы, эту позицию поддерживает Алексей Навальный. Мне кажется, что это как раз является главной интригой. Надо обсуждать не возможность коалиционного сотрудничества тех партий, которые есть сейчас, а смотреть и помогать на самом деле структурироваться тем людям, которые раньше в партиях и движениях не состояли. Потому что привлекать их в те структуры, которые есть, на мой взгляд, это задача почти не решаемая. Я очень много с людьми общаюсь и вижу, что они стилистически другие, они хотят чего-то нового.

Владимир Кара-Мурза: Эдуард Лимонов председатель не зарегистрированной партии "Другая Россия", не ограничивает состав оппозиции одними либералами.

Эдуард Лимонов: Оппозиция многообразная, есть националисты, есть левые, есть кто угодно, национал-большевики. Это успех скорее той группы, которая увела на Болотную людей, они получили, видимо, решили дать одну партию на всех. Я думал, что дадут и ПАРНАСу отдельно, и Республиканской партии. Но дали такие 30 сребреников.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.