Заседание 6-е. Брейвик хотел в Россию

Андерс Брейвик

Андерс Брейвик признает ответственность за убийство 77 человек, но не чувствует своей вины. Хроника суда над "норвежским стрелком" – в дневниковых записях корреспондента Радио Свобода в Скандинавии.

В понедельник, 23 апреля террорист Андерс Брейвик завершил свои показания на судебном процессе по делу о двойном теракте в Осло и в молодёжном лагере Рабочей партии Норвегии на острове Утойя, совершённом им летом 2011 года. Брейвик заявил, что расстрелял бы вновь обитателей лагеря , даже зная, что почти половина его жертв - подростки младше 18 лет. Обвиняемый отказался принести извинения за совершённые им убийства, - по его словам, он пошёл на преступление из политических соображений, выражая таким образом свой протест против политики мультикультурализма. Брейвик заявил также, что воспринимал собрание на Утойе как "идеологический лагерь".

В то же время Андерс Брейвик признался, что во время бойни на острове ему не хватало духа застрелить ребёнка. Мальчику, которого пожалел преступник, было около 10 лет, он был парализован от ужаса и плакал. Позднее террорист узнал, что это был сын охранника Тронда Берндтсена - первого человека, убитого им на Утойе. Кроме того, Брейвик передумал убивать 21-летнего Адриана Прекона, чья внешность, по словам террориста, походила на его собственную. "Некоторые люди имели явно "левацкий" имидж, но в отличие от остальных, этот парень выглядел как "ультраправый". Когда я увидел его, я словно увидел себя самого - потому и сохранил ему жизнь", - разъяснил убийца.

Ранее в своих показания Брейвик рассказал, как прибыл на остров, переодевшись в форму полицейского, и заявил охране лагеря, что его прислали сюда из-за взрывов в столице. По словам Брейвика, прежде чем выстрелить в первых жертв, он услышал в своей голове "сто голосов", говоривших "не делай этого". Однако после недолгого колебания он начал стрелять в окружающих , время от времени перезаряжая оружие. "Люди умоляли о пощаде. Я просто стрелял им в голову", - рассказал Брейвик, добавив, что некоторые притворялись мертвыми, но он добивал их в упор. Террорист продолжал бойню, обойдя весь остров - спрятавшихся подростков Брейвик выманивал наружу, крича, что он полицейский и защитит их, если они выйдут к нему. Таким образом за полтора часа ему удалось убить 69 человек, пока на Утойю не прибыла полиция.

33-летний норвежец сообщил суду, что в обычной жизни он добрый человек, но во время совершения терактов "отключил свои эмоции". По словам Брейвика, он "абсолютно понимает" ужас и шок, который вызывают у публики его показания. Однако еще с 2006 года он подверг себя "добровольной дегуманизации", чтобы подготовиться к терактам. Брейвик также добавил, что сочувствие для него невозможно, потому что, если бы он в полной мере начал осознавать, что совершил, то "сошел бы с ума".

На суде Брейвик выразил раскаяние за гибель восьмерых погибших в результате взрыва бомбы, заложенной им в правительственном квартале норвежской столицы. По словам террориста, он считал самой важной частью своей акции взрыв в Осло, однако расстрел на Утойе вышел на первый план из-за того, что правительственное здание в столице не рухнуло, как он рассчитывал. Брейвик сказал, что хотел бы извиниться перед теми убитыми и пострадившими, кто не был связан с правительством Норвегии и стал случайной жертвой теракта. Перед остальными своими жертвами, по словам террориста, он чувства вины не испытывает. Брейвик сравнил боль, причинённую родственникам убитых им людей, с собственными переживаниями из-за потери контакта со своей семьей и друзьями после событий 22 июля прошлого года.

Кроме того, Андерс Брейвик рассказал о разработанном им плане бегства с острова Утойя. По словам террориста, он рассчитывал скрыться при помощи гидросамолета из аэропорта в Форнебю к западу от Осло. Брейвик сказал судьям, что мог бы бежать в Россию – однако позже отказался от этой идеи, поскольку его в любом случае экстрадировали бы в Норвегию.

Следующее судебное заседание состоится 24 апреля, во вторник - в это день впервые будут заслушаны показания свидетелей по делу Андерса Брейвика.