Одной из лент, представленных на фестивале документального кино "Планета+" в Польше в конце мая, будет работа финского режиссера Ари Матикайнена "Русский либертен". Протагонист фильма – писатель и диссидент Виктор Ерофеев.
Работа над "Русским либертеном" уже шла, когда в России начались демонстрации за честные выборы. Но это случайное совпадение дало возможность авторам показать другую анатомию протеста.
- Вы не думали делать фильм о протестах, вы задумывали его как фильм о современной России. Одна из цитат из Виктора Ерофеева в этой ленте звучит так: "Правда власти не принадлежит сочувствию, она – за убийцами. Большая политика начинается с крови. Русская власть – грубая, блевотная, состоящая из мужских анекдотов, мата, бифштекса из сырого мяса, забывчивости, мутной головы, долгосрочного пьянства, садизма, луковой отрыжки, безнаказанности, унижения всех подряд – вызывает во мне брезгливость, отвращение. Привлеки они меня к себе с их циничной фамильярностью, я бы на следующий день побежал всем рассказывать, какое они говно". Как вы представляете себе современную Россию, власть, которая утвердилась в этой стране?
- Для меня этот фильм - своего рода путешествие в соседнюю страну, - говорит режиссер Ари Матикайнен. - И моим гидом по этой стране был Виктор. Я пытался понять его жизнь, все его длительные мытарства. Я пытался не формулировать для себя какой-то образ России до начала работы над фильмом – что Россия, дескать, такая или иная. Я хотел сохранить объективность. Конечно, у Виктора собственные убеждения и мнения относительно многих вещей. Но я и воспринимаю их как убеждения. Я не говорю, что что-то хорошо, а что-то плохо. Я пытаюсь лишь поднять вопрос: как решить определенные проблемы, как добиться чего-то? Я не учу людей, как и что делать. Дать людям пищу для размышления, предоставить им возможность оценить разные варианты – вот эту цель я преследую своей лентой.
- Но какие проблемы, по вашему мнению, должны разрешить для себя россияне?
- Основной вопрос – и не важно, русский ты, или финн, или француз – как любить свою страну. Надо ли ее любить, закрыв на все глаза и говоря, что все хорошо? Мне кажется, что так любят страну большинство финнов. Или надо поднимать вопросы и проблемы на всеобщее обсуждение, а потом пытаться понять, как разрешить эти проблемы? Но это нелегко – публично говорить о проблемах. Однако, с моей точки зрения, это именно то, что должна делать каждая страна – поднимать вопросы, обсуждать собственные проблемы. Потому что это единственный способ сделать свою страну лучше.
- Что, по вашему мнению, стоило бы поставить на обсуждение в России?
- Знаете, я из Финляндии, и мне кажется, что демократия – это хорошая идея. А это предполагает, в том числе, и чистоту и отсутствие манипуляций на выборах. И еще демократия означает более открытое общество и менее коррумпированное. Впрочем, коррупция, конечно, случается не только в России, но и повсюду в мире. Но даже если обратиться хотя бы к этим двум проблемам и попытаться их решить, то это уже было бы хорошим стартом для России.
- А что, на ваш взгляд, россияне смогут почерпнуть из вашего фильма?
- Да, там есть отдельные моменты, когда критикуется общество. Но моя идея была, повторяю, не учить людей, что делать, не говорить им, что они не знают, что делают, а показать, что есть масса возможностей – это великая страна с великой историей. Я надеюсь, что они увидят надежду, которая заложена в сюжете этого фильма.
По материалам программы "Время и мир"
Работа над "Русским либертеном" уже шла, когда в России начались демонстрации за честные выборы. Но это случайное совпадение дало возможность авторам показать другую анатомию протеста.
- Вы не думали делать фильм о протестах, вы задумывали его как фильм о современной России. Одна из цитат из Виктора Ерофеева в этой ленте звучит так: "Правда власти не принадлежит сочувствию, она – за убийцами. Большая политика начинается с крови. Русская власть – грубая, блевотная, состоящая из мужских анекдотов, мата, бифштекса из сырого мяса, забывчивости, мутной головы, долгосрочного пьянства, садизма, луковой отрыжки, безнаказанности, унижения всех подряд – вызывает во мне брезгливость, отвращение. Привлеки они меня к себе с их циничной фамильярностью, я бы на следующий день побежал всем рассказывать, какое они говно". Как вы представляете себе современную Россию, власть, которая утвердилась в этой стране?
- Но какие проблемы, по вашему мнению, должны разрешить для себя россияне?
- Основной вопрос – и не важно, русский ты, или финн, или француз – как любить свою страну. Надо ли ее любить, закрыв на все глаза и говоря, что все хорошо? Мне кажется, что так любят страну большинство финнов. Или надо поднимать вопросы и проблемы на всеобщее обсуждение, а потом пытаться понять, как разрешить эти проблемы? Но это нелегко – публично говорить о проблемах. Однако, с моей точки зрения, это именно то, что должна делать каждая страна – поднимать вопросы, обсуждать собственные проблемы. Потому что это единственный способ сделать свою страну лучше.
- Что, по вашему мнению, стоило бы поставить на обсуждение в России?
- Знаете, я из Финляндии, и мне кажется, что демократия – это хорошая идея. А это предполагает, в том числе, и чистоту и отсутствие манипуляций на выборах. И еще демократия означает более открытое общество и менее коррумпированное. Впрочем, коррупция, конечно, случается не только в России, но и повсюду в мире. Но даже если обратиться хотя бы к этим двум проблемам и попытаться их решить, то это уже было бы хорошим стартом для России.
- А что, на ваш взгляд, россияне смогут почерпнуть из вашего фильма?
- Да, там есть отдельные моменты, когда критикуется общество. Но моя идея была, повторяю, не учить людей, что делать, не говорить им, что они не знают, что делают, а показать, что есть масса возможностей – это великая страна с великой историей. Я надеюсь, что они увидят надежду, которая заложена в сюжете этого фильма.
По материалам программы "Время и мир"