Аналитический Центр Юрия Левады

Мы часто знакомим слушателей Радио Свобода с результатами исследований Аналитического Центра Юрия Левады. Сегодня мы расскажем о самой этой социологической службе.

Само название «Аналитический центр Юрия Левады» или «Левада-Центр» появилось в 2003 году, так что на будущий год его сотрудники намечают празднование десятилетнего юбилея. Но история коллектива этой организации – куда более долгая. Директор Центра Лев Гудков – о том, что произошло в 2003-ем.

- Наш коллектив входил во Всероссийский центр изучения общественного мнения. Путинская администрация предприняла некоторые шаги для смены руководства нашего центра - хотели убрать Юрия Александровича Леваду и поставить кого-то из сурковской команды. Мы создали такую запасную площадку: ВЦИОМ-А, куда и перешли все 100% сотрудников уже в начале 2003 года. Потом это название было оспорено руководством нового ВЦИОМа, и мы приняли название "Аналитический центр Юрия Левады".

- А когда, собственно, сложился сам коллектив, который работает теперь в Левада-центре?

- Довольно давно. Собственно, костяк его - это и есть сотрудники, которые составили первую команду ВЦИОМа - еще тогда Всесоюзного центра изучения общественного мнения. Он возник в конце 1987 года. Тогда Горбачев подписал приказ о его создании. Цель ВЦИОМа тогда была как раз отслеживать реакцию населения на политику перестройки Горбачева. Но уже очень скоро программа исследовательских задач наших вышла из этого спектра, и мы начали все те проекты, которые в очень большой степени сохраняем и сегодня.

- Каковы сегодня основные направления вашей работы?

- Это, прежде всего, отслеживание тех изменений в политической, экономической, культурной сферах, которые происходят в российском обществе. Это сквозные наши темы. Мы их продолжаем под теми или иными новыми названиями. Главный наш проект, который ведется с 1988 года, это "Советский человек" – он посвящен тому, как меняются люди в процессе перехода от тоталитарной, советской системы к нынешнему состоянию. (Нельзя сказать, что мы перешли к какому-то демократическому и открытому обществу, но изменения все-таки произошли.) Есть масса других больших проектов, которые мы ведем. Это исследование судебной системы, отношения людей к суду. Это мониторинг социальных и экономических перемен, своего рода барометр настроений - экономических, политических, социальных настроений общества. Из больших наших исследований - это еще мониторинг образования, ожиданий студентов, учеников, родителей, преподавателей, работодателей по отношению к самому образовательному процессу, оценки его качества, удовлетворенности им, расходов и прочее. Плюс еще масса дополнительных задач - это электоральные исследования, это исследования доверия в обществе, политических настроений, установок и оценок текущих событий, это и проблематика религии, проблематика национализма, динамика ксенофобии.

- На какие средства существует ваша организация?

- Мы в основном существуем за счет заказов. Государственных заказов практически нет. В основном - это, конечно, либо гранты на большие исследовательские проекты, либо это выполнение заказов различных исследовательских организаций и университетов. В частности, у нас постоянные большие проекты вместе с Высшей школой экономики, либо с газетами. Мы для "Новой газеты" проводили исследования и миграционных, и протестных настроений. Очень большая часть нашего бюджета, то, что нас держит на плаву, - это заказы больших корпораций и фирм с целью анализа потребительского бюджета, социальных проблем, ценностных установок населения. Независимость стоит довольно дорого, поэтому нам приходится браться за самые разные работы. Очень важно, что мы работаем с разными партнерами, не зависим ни от кого конкретно.

- Какие исследования последнего времени вам представляются самыми интересными?

- Пожалуй, «Динамика литературной культуры» для фонда Прохорова. Это исследование и того, что читают люди, и того, как они это оценивают, что они покупают из книг, каковы источники потребления. Это довольно интересно, потому что мы стараемся посмотреть на литературу с точки зрения разных действующих лиц - критиков, писателей, читателей, библиотекарей, преподавателей литературы, чтобы появилась такая стереоскопическая картина процессов, происходящих в современной литературе. Это одна из наших сквозных тем последних лет. Другая, мне кажется, одна из самых важных - это отношение к судебной реформе. Ключевая, можно сказать, тема. Потому что с реформой судебной системы связаны возможности изменений политической системы и процесс модернизации, который сегодня заблокирован.