Могилы вместо грядок (Удмуртия)

Удмуртия. Южное кладбище



Недавно жители Нового Чультема и ряда близлежащих деревень собрались на сельский сход под лозунгом «Нет расширению Южного кладбища!». Сход вышел бурным, с претензиями к местному начальству. Дело в том, что власти Удмуртии и Ижевска активно лоббируют прибавку к самому большому кладбищу столицы Удмуртии еще 40 гектаров. Если это произойдет, то жители шести окрестных деревень не без оснований опасаются однажды увидеть свежие могилы на своих огородах.

Полгода этой проблемой занимается молодой предприниматель Александр Котомцев. Он купил в новом Чультеме дом, обосновался здесь всерьез и надолго. Поэтому ему небезразлична судьба деревни. Собственно, сход происходил под окнами дома Александра. Вот как он сам видит проблему

Александр Котомцев: В год умирает 8 тысяч человек. Захоронений на данном участке идет 25 тысяч. Понятно, что через 3 года эти 40 гектар они полностью захоронят. Дальше попросят землю у Завьяловского МУП. Оно даст землю, сопротивляться не будет. Дальше кладбище идет к Люлям и в нашу сторону. На сегодняшний день вся земля распродана, у Ижевска земли нет. Наша деревня будет мешаться им. Мы должны не допустить этого.

Надежда Гладыш: Александр Котомцев считает, что за лоббированием расширения Южного кладбища просматриваются вполне конкретные коррупционные интересы муниципального предприятия Ритуал и курирующего его управления внешнего благоустройства ижевской администрации. Он утверждает, что, вопреки законодательству, и после ряда скандальных разоблачений недавнего времени, места под могилы продолжают продавать за деньги.

На сходе жителей Чультема выступил Николай Суворов, глава муниципального образования Хохряковское – тоже пригородной деревни, но примыкающей к Ижевску не с юга, а с севера. В Хохряках тоже громадное кладбище и здесь правительство Удмуртии тоже за спиной местных жителей оформляет прирезку к кладбищу тоже почти сорока гектаров, но уже под элитный участок. Суворов – поборник усиления роли местного самоуправления.

Николай Суворов: У нас есть федеральный закон о местном самоуправлении, который четко предписывает, что все решения вышестоящей власти должны приниматься только после того, как на месте жители и местная власть решат, как будет развиваться территория, будет ли земля отдана под застройку или будет какое-то кладбище. Это должны решать вы, это должна решать местная власть. С местной властью считаться никто не собирается. Питкевич в наглую подписывает любое распоряжение, касающееся земли, отдает КОМОСу, отдает под кладбище. О местных жителях вообще никто не вспоминает. Никаких денег собирать не надо. Надо обратиться в суд от администрации. А жители пойдут свидетелями. И всё!

Надежда Гладыш: Именно так поступают в Хохряках, добавил Николай Суворов. А вот у главы местного муниципалитета Василия Четкарева другое мнение. Четкарев руководит муниципальным образованием Каменское, куда, кроме Чультема, входит еще 9 населенных пунктов. Из-за его инертности жители Чультема поздно узнали о намерениях властей, в его же полномочия входит обязанность организовать и провести публичные слушания, которых по вопросу расширения Южного кладбища не было. На сходе Василий Четкарев сказал, что надо в обмен на близость кладбища выторговать водопровод и ускорить газификацию. А когда его женщины прижали с автобусной остановкой, то Василий Николаевич вознегодовал.

Участница схода: Василий Николаевич, когда мы с вами последний раз встречались, мы тогда разговор поднимали – сделайте нам вторую остановку в том конце. А воз и ныне там, нет у нас остановки. Почему я должна утром сломя голову бежать туда или ночью бежать в другой конец деревни, черт-те-что, и с кладбища собаки прибегут.

Василий Четкарев: Я сейчас перед вами полдня могу выступать. Четыре года правила Баталова. Наша территория была брошена. На все четыре года – ноль! Ни одной копейки не дали. Мы живем только за счет тех денег, которые мы платим налоги. Это 4,5 миллиона, бюджет наш. Что за эти деньги можно сделать. Только дороги почистить. Чтобы согласовать, вот такой список. Деньги вкладывать надо. У нас откуда деньги взять?

Надежда Гладыш: Эти деньги, по мнению сторонников местного самоуправления, поселения могли бы иметь, выставляя на аукцион свои земли. Но пока землями поселений распоряжается районная администрация. А в пригородном Завьяловском районе земля буквально золотая.

Противников расширения кладбища поддерживают прокуратура и главный санитарный врач Удмуртии. Однако документы для согласования отправлены в Москву, в надежде получить разрешение главного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Онищенко. Пока из столицы ответа нет. Как нет ответа и от поселковых депутатов – протокол сельского схода Василий Четкарев обещал вынести на обсуждение сессии поселкового Совета депутатов. Видимо, забыл.