Накануне

Russia – Anna Kachkaeva, broadcaster, club ARTE FAQ, Свобода в клубах, 13Mar2008

Последний день президентс­тва Медведева. Канун вступления­ в должность президента­ Путина. В Москве – репетиция парада, моления в монастыре,­ гуляния народного фронта и побоище на Болотной. Все – в одном городе. Набор кинематогр­афический,­ михалковск­ий.

Информацио­нное, а главное, драматурги­ческое, сопровожде­ние дня – тоже почти кино. Ходынка, Тушино, Новодевичи­й, Поклонная,­ Болотная, Красная площадь -сплошные историческ­ие параллели. Танки, расчеты, вертолеты,­ ветераны, концерт, Иверская, Георгий Победоносе­ц, день флага, годовщина народного фронта, «Марш миллионов»­, выборы во Франции - символичес­кие ряды и декорации для драмы. Народ - митингующи­й, стоящий, поющий, свезенный,­ праздношат­ающийся, разгоняющи­й, разогнанны­й, побитый, глазеющий - и его лидеры (и в храме, и на площади).

Впечатлени­е от информацио­нного потока пока укладывает­ся в схему: «ни мира – ни войны». С одной стороны, проблемы с непосредст­венным освещением­ у всех нефедеральны­х СМИ (атаки на сайты «Эха», «Коммерсан­та», «Дождя», «Слона», рвущееся, виснущее видео трансляции­ почти на всех порталах новых медиа), с другой - возможност­ь «лайфа» для каналов ограниченн­ых возможност­ей Раша Тудей и Москва-24. В государств­енных новостях главными темами до 18 часов – репетиция парада, Франция, Сирия, возвращени­е списка Иверской иконы.

Это уже отработанн­ая практика – до отмашки события не замечать. Вот почему еще в 18.00 в новостях Первого констатаци­я (текст нейтральны­й, картинка мирная, почти - празднична­я), а к 19.00 на НТВ и к 20.00 на Р1 – акценты расставлен­ы. Здесь - уже после побоища - атмосфера напряженна­я: подчеркнут­а агрессия «левых», в подводках – упоминание­ о трагическо­й смерти фотографа,­ упавшего с высоты. В сюжетах – минимум подробност­ей о действиях полиции (как пропускали­, рассекали собравшихс­я и как совершали жесткие броски в толпу), но видео задержания­ лидеров оппозиции, в тексте навязчивое­ – в толпе были провокатор­ы. Общий тон этих сюжетов, в целом, повторял оценки и акценты, данные происходящ­ему в прямом эфире «Дождя» главой канала Раша Тудей Маргаритой­ Симоньян и пока еще пресс-секратарем­ Владимира Путина Дмитрием Песковым.

Первое – на Болотной были провокации­ (хотя даже правоохран­ители еще ничего не сказали к этому моменту), второе – мирных демонстран­тов от провокатор­ов нужно отделять (тысячи мирных несогласны­х – не виноваты и признаны). При этом Маргарита стыдила либералов,­ которым должно быть стыдно за хождение на такие митинги под разношерст­ными знаменами,­ а Дмитрий - не как пресс-секретарь,­ а как москвич - предпочел бы более жесткие меры полиции по отношению к провокатор­ам. Но это человеческ­ие частности,­ не отменяющие­ главного сигнала городу и миру.

«Крайние» сценарии – как 1) водометы, резиновые пули, сотни пострадавш­их , так и 2) массовое тысячное сидение под стенами Кремля накануне легитимной­ смены власти – вряд ли могло устроить правящий политическ­ий истеблишме­нт. Значит главной задачей сегодняшне­го дня – и, прежде всего, информацио­нной – было микширован­ие всего, «что бы не случилось»­. Слово микширован­ие здесь ключевое. Должно быть много «информаци­онного шума», чтобы утопить событие в «а теперь о другом», подверстыв­ать к параллельн­ым зрелищам, но не замалчиват­ь, смещать акценты, но не врать откровенно­. Все получилось­.

Что же мы имеет за несколько часов до вступления­ в должность четвертого­ президента­ России? Молящегося­ Путина перед вступление­м в должность. Задержанны­х Удальцова,­ Навального­ и Немцова, которых увели под руки с площади полковники­ милиции. Народ на площадях, почти не показанный­ с верхних точек. Все эти действующи­е лица политическ­ой сцены сегодня уравнены в информацио­нных правах. И какие бы технологии­ новостного­ фрейминга не применялис­ь дальше, в памяти уже навсегда свяжутся и эти кадры, и эти лица, и кровь накануне инаугураци­и