Перемены: иллюзии, сомнения, мечты

ОМОН на Никитском бульваре в день инаугурации Путина

Большинство политически активных российских блогеров инаугурацию Владимира Путина не видели – те, кто не сидел в автозаке, продолжали локальные акции протеста на Чистых прудах, Манежной площади и Китай-городе, откуда попадали опять-таки в автозаки. Те, кому все же удалось взглянуть на трансляцию из Кремля, обратили внимание на одно и то же: “коронация проходит в пустой Москве”, как выразился в твиттере пользователь swoolfs. Мысль развивает Андрей Куприков:

Шесть лет неограниченного царствования – вот, что получит сегодня Путин из рук Патриарха с очень сомнительной репутацией и Председателя КС без репутации вообще.
Тому три тысячи свидетелей, приглашенных подтвердить факт присвоения власти, а значит и принять в этом преступлении соучастие. Особо цинично звучит присяга с рукой на тексте Конституции, которая этой же рукой неоднократно была подвергнута урезанию, обрезанию и откровенному опусканию до салфетки и туалетной бумаги. Воскресный демарш десятков тысяч и молчаливое неприятие миллионов есть свидетельство глубочайшего внутреннего поражения системы. Сегодняшний же балаган больше похож на подготовку к похоронам: новый дорогой костюм, грим, оркестр, провожающие, ритуальные услуги, банкет. Правда, процедура прощания будет несколько растянута, хотя, как знать, может за пару лет и уложатся.

Автор твиттера KermlinRussia в своей колонке на сайте Forbes.ru дает пессимистический прогноз на ближайшие годы:

Те, кто выбирал Путина под лозунгом "хуже не будет", определенно ошиблись. С третьим-четвертым сроком национального лидера мы бодро шагаем в старческий маразм политической системы, множественные клинические признаки которого зафиксированы еще до вступления инаугуранта в пенсионный возраст. Тюремный срок за танцы в цветной вязаной шапочке и домашний арест за убийство с особой жестокостью. Бюрократические филе, закрывающие избирательную урну от видеокамер. 146%. Новейшая история России все больше напоминает историю болезни.
В прошлые президентские сроки перед Путиным еще стояли какие-то конкретные задачи. Как посадить Медведева в президентское кресло так, чтобы создать видимость, что он сел туда сам. Как сделать так, чтобы через четыре года он добровольно оттуда встал. Как убрать Вяхирева и посадить в "Газпром" своих. Как превратить дзюдоиста средней руки в ведущего инфраструктурного строителя. Как обеспечить рост доходов швейцарского нефтетрейдера на сотни тысяч процентов в год. Теперь ему нужно только одно: оставить все как есть. Поэтому создается ощущение, что всю страну обкололи ботоксом и она потеряла способность двигаться.

Впрочем, есть люди, узнающие свой идеал как раз в обколотом ботоксом мире. Опасливый Митя Ольшанский сетует в Фейсбуке, что откормленные в московской теплице недальновидные сетевые хомячки разрушают приятный микроклимат и ставят под угрозу выживание своего вида:

Снова и снова повторяю то, чего никто не хочет слышать. Зачем вы кидаетесь камнями в теплице?
Вам в страшной, тяжелой стране третьего мира дали комфортную выгородку, где есть Никитский бульвар, международный аэропорт Домодедово, магазин "Фаланстер" с какой угодно литературой, "Эхо Москвы", интернет и возможность быть кем угодно, хоть психом, хоть фрейдомарксистом, хоть человеком лунного света.
Счастье - никогда такого в русской истории не было, чтобы НАСТОЛЬКО от вас отстали.
Главное - не трогайте все остальное и всех остальных. Не мешайте им.
Но вы потрогали и помешали.
Ну вот и результат: ОМОН в "Жан-Жаке", арт-девицы в тюрьме, депутат Милонов со своими горе-законами, аресты, дубинки, ад.
Хотите Путина свергать? Валяйте, свергайте, может, когда-нибудь и получится. Только вот оставшись без Путина, Россия вас и вовсе в асфальт закатает.
Нас.
Большая это печаль - когда европейцы в Персии начинают злить местное население.
Полное горе от ума.

У этой реплики – больше полутора сотен лайков.

***
В англоязычных блогах тоже обсуждают политическое будущее, и воскресная победа во Франции кандидата-социалиста Франсуа Олланда из-за океана выглядит не столь многообещающе, как из Парижа. Мэттью Иглесиас пишет в своем блоге на портале Slate:

Как и ожидалось, новым президентом Франции стал Франсуа Олланд. Как бы мы ни оценивали предложенную им экономическую политику (а насколько я понимаю, в Европе финансовая политика у всех традиционных партий примерно одинакова), реальный вопрос в том, удастся ли Олланду начать хоть перестройку в экономической политике еврозоны – при том, что ее необходимость очевидна. Можно привести бесчисленные доводы, что он просто не сможет этого сделать. Один из очень вероятных сценариев: Европейский центральный банк решит приструнить нового европейского лидера. Если центробанк даст понять, что поддержка французской банковской системы и экономики в целом зависит от того, будет ли Олланд придерживаться сложившегося status quo, никакого выбора у нового президента просто не останется. Выборы в Европе уже не те, что были раньше. Никто не сожалеет об уходе Сильвио Берлускони, но все-таки он был избранным итальянским премьером, но власти лишился не на выборах, а по звонку центрального банка, решение о котором было принято где-то во Франкфурте.

С другой стороны, президентские выборы в США, исход которых еще не ясен, вызывают не только ожесточенные дискуссии, но и безудержный поток мечтаний. О втором президентском сроке Барака Обамы на блог-портале 3quarksdaily мечтает Эверт Сильерз:

Во-первых, уголовные дела узников Гуантанамо переносятся в гражданские суды. Тех, против кого не начинают процессов, сажают в самолет и отправляют назад - в Ирак или в Афганистан. Тюрьма Гуантанамо превращается в место туристического паломничества – с роскошными отелями, игорными домами и начитанными в марксистской литературе девушками с Кубы. Во-вторых, Брэдли Мэнниг получает помилование. Он выходит из тюрьмы и становится героем в прогрессивных кругах. Все зарегистрированные в Америке компании декларируют свои доходы здесь – им запрещено открывать филиалы на Кайманских островах только для того, чтобы уйти от налогов, задекларировав прибыль там. Введенные Бушем налоговые льготы отменяют. Все начинают платить больше, но миллионеры платят больше всех – по пятидесятипроцентной ставке. Вводится дополнительный единовременный 15-процентный налог на сверхбогатых, который тут же покрывает весь бюджетный дефицит. Марихуану легализуют, и экономика Калифорнии переживает небывалый подъем.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".