Московский городской суд 11 мая оставил под стражей всех троих участниц панк-группы Pussy Riot, которых обвиняют в хулиганстве. Хулиганством в правоохранительных органах считают панк-молебен "Богородица, Путина прогони", который девушки в масках устроили в конце февраля в Храме Христа Спасителя в Москве.
Все три участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич останутся под арестом по меньшей мере до 24 июня. Они уже больше двух месяцев содержатся в следственном изоляторе и отказываются давать показания в знак протеста против избранной для них меры пресечения. Московский городской суд отказался удовлетворить жалобы девушек и оставил в силе решение Таганского суда, принятое 19 апреля.
В нынешнем заседании все трое участвовали посредством видеотрансляций из следственного изолятора. Каждая из девушек просила суд заменить арест любой другой мерой пресечения, не связанной с содержанием под стражей, при этом у каждой были свои доводы. Мария Алехина, например, говорила о том, что считает абсурдным заявление следователей о необходимости держать её под арестом, с тем, чтобы защитить от гнева верующих: "Я в такой защите не нуждаюсь, – заявила обвиняемая, добавив, – следственный изолятор не защищает меня, не делает лучше, он губит меня".
В свою очередь, Екатерина Самуцевич обратила внимание суда на то, что сама по повестке явилась к следователю, а потому, по меньшей мере, странно, что в ходатайстве о продлении ареста он ссылался на то, что Самуцевич может скрыться или воспрепятствовать следствию.
Надежда Толоконникова убеждала судей в том, что тоже не собирается скрываться, что дома её ждет маленький ребёнок. Она цитировала недавнего президента России Дмитрия Медведева, говорившего: "Свобода лучше, чем несвобода".
Тем временем адвокаты девушек просили истребовать у следствия и приобщить к материалам дела об избрании меры пресечения заключение комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы. Адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин поясняет:
– В этой экспертизе поставлены вопросы, которые затрагивают все существо событий 21 февраля. Там говорится и о призывах – содержались ли в действиях наших подзащитных таковые, – там говорится о возбуждении вражды, и о наличии оскорблений. Из семи вопросов, которые были поставлены перед экспертами, только на один они ответили положительно. По мнению экспертов, участницы панк-молебна употребили оскорбление в адрес верующих и (там написано через запятую), по свидетельству находившихся в храме очевидцев, в адрес патриарха. Как раз этот вопрос остается спорным, поскольку у нас есть видеозапись того, что происходило в храме. Никаких оскорбительных речевых действий в отношении патриарха там нет. Однако там содержатся некие грубые слова, цензурные слова, которые могут трактоваться как оскорбление. Вот и все! Поэтому мы настаиваем на том, что в действиях наших подзащитных содержатся лишь признаки административного правонарушения и определенно отсутствуют признаки совершения преступления по статье 213 части 2, то есть "Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотивам религиозной вражды и розни", – заявил Марк Фейгин.
Впрочем, в удовлетворении ходатайства о приобщении к делу этой экспертизы Московский городской суд отказал. И освобождения участниц Pussy Riot из-под ареста их защита намерена добиваться уже с помощью Страсбурга и Верховного суда России. Говорит адвокат Виолетта Волкова:
– Мосгорсуд фактически пошел против решений вышестоящей инстанции. Еще в 2009 году Верховный суд России сказал, что при рассмотрении дел об аресте необходимо решать вопрос о правомерности квалификации. При этом единственный документ, на основании которого может быть сделан такой вывод, судьи отводят из состава документов, который защита просит приобщить к материалам дела. Мы видим абсолютно предвзятое отношение суда и совершенно незаконное его решение. Поэтому, кроме того, что наша жалоба будет отослана в Европейский суд по правам человека, мы непременно займемся обжалованием по надзору данных судебных актов и непременно дойдем до Верховного суда, чтобы он посмотрел, каким образом не исполняются его установления, – сказала Виолетта Волкова.
В то время пока идет следствие по делу о хулиганстве, девушки, по словам их адвокатов, не оставляют своих гражданских позиций. Мария Алехина, например, из следственного изолятора передала обращение участникам оппозиционной акции на Чистых прудах в Москве.
В конце февраля в интернете появился видеоклип на песню панк-группы Pussy Riot "Богородица, Путина прогони". Некоторые фрагменты ролика сняты в Храме Христа Спасителя в Москве. Пятеро девушек, лица которых скрывают маски, в том числе, взбегают на амвон и изображают молитву у алтаря.
В настоящее время трем предполагаемым участницам панк-молебна в соответствии с предъявленным обвинением грозит до семи лет лишения свободы. Девушки отказываются сотрудничать со следствием и давать показания по существу дела, поскольку не считают себя виновными в уголовном преступлении и протестуют против избранной для них меры пресечения.
С 11 мая у здания Мосгорсуда постоянно находятся активисты, которые выступают в защиту панк-группы Pussy Riot. Они разбили лагерь неподалеку и дежурят там круглосуточно, сменяя друг друга. Жители соседних домов приносят им еду и пледы. Несколько раз приезжали сотрудники полиции и заявляли людям, что те должны свернуть свой лагерь.
К утру 13 мая у здания Мосгорсуда остались менее 10 человек. Некоторые из них намерены переместиться на Чистые пруды. Остальные покидать лагерь у Мосгорсуда не собираются.
К утру 13 мая у здания Мосгорсуда остались менее 10 человек. Некоторые из них намерены переместиться на Чистые пруды. Остальные покидать лагерь у Мосгорсуда не собираются.