Между чеченской войной и ювенальной юстицией

Малик и Хадижат Гатаевы

Министерство иностранных дел России никак не может повлиять на конфликт между литовскими органами опеки и чеченской семьей Гатаевых, которая приютила сотни детей, оставшихся сиротами в ходе чеченских войн. Об этом заместитель директора консульского департамента МИДа Андрей Подъелышев заявил корреспонденту Радио Свобода. Органы опеки Литвы по непонятным причинам не отдают ни Гатаевым, ни российской стороне шестерых несовершеннолетних детей – граждан России – которым Гатаевы приходятся опекунами.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Дело Гатаевых - отголоски войны в Чечне


Супруги Малик и Хадижат Гатаевы приобрели международную известность благодаря тому, что приютили в своем доме в Грозном сотни детей, которые оказались сиротами после боевых действий в Чечне. Многие из этих детей были ранены и изнасилованы, истощены физически и морально. Гатаевы зарегистрировали семейный детский дом "Родная семья", где кормили и лечили детей, устраивали их в школы, искали их родственников, а затем – отдавали им.

В 1999 году литовские правозащитные организации пригласили Гатаевых вместе с детьми в Литву для лечения – некоторые необходимые детям операции в Чечне просто не делали.

В течение нескольких лет всех сирот, которых опекали Гатаевы, удалось перевезти для лечения и реабилитации в Литву. Однако 14 октября 2008 года при странных обстоятельствах по заявлению департамента государственной безопасности Литвы против Гатаевых возбудили уголовное дело, по их мнению, сфабрикованное.

Одна из их совершеннолетних воспитанниц – Седа Эсембаева – выразила желание уйти из семьи и остаться жить в Литве. Гатаевы, по их словам, обещали вернуть ее родственникам в Чечню. Семейный конфликт перерос в общественный: сожитель Эсембаевой, сотрудник департамента госбезопасности Литвы, обратился с заявлением в прокуратуру о том, что в семье Гатаевых якобы "установился деспотизм", и они хотели применить к Эсембаевой физическое насилие. В качестве доказательства таких намерений использовался, например, окрик Малика Гатаева: "Я тебе голову оторву", записанный на диктофон.

В 2008 году Малик и Хадижат Гатаевы были задержаны и около года провели в СИЗО Каунаса. За их малолетними детьми ухаживали старшие воспитанники, а также представители департамента госбезопасности. Друзей семьи, в том числе литовских, к детям не пускали, лишь забирая у них деньги, "для детей".

Шесть несовершеннолетних детей Гатаевых – Раису и Галину Ларионовых, Амину и Танзила Зайтовых, Хеда Чинхоева и Сулеймана Идигова – по решению администрации одного из районов Каунаса и уполномоченного по правам детей Дабашинскене поместили в так называемую SOS-деревню под Вильнюсом (SOS-деревня – от англ. Social support – международная благотворительная организация по поддержке детей-сирот – РС).

В сентябре 2009 года Гатаевых отпустили: Верховный суд Литвы постановил, что их обвинили незаконно, и дело вернули на пересмотр. Однако прокурор, по словам Малика Гатаева, сказал ему, что "своих детей Гатаевы увидят нескоро".

Вскоре по просьбе друзей семьи Гатаевых – известных правозащитников, режисссеров и журналистов, – они вместе с воспитанниками переехали в Финляндию. Сейчас все они живут в Хельсинки и пытаются вернуть шестерых детей, которые по-прежнему находятся в SOS-деревне под Вильнюсом. К ним, по словам Гатаевых, не пускают правозащитников и журналистов из Литвы и других стран, а также чиновников из российского посольства.

Тем временем в Литве дело Гатаевых пересмотрели – и не в их пользу. Супругов вновь обвинили в деспотизме и применении насилия в отношении воспитанников – на этот раз заочно, поскольку они находились в Финляндии, – и их объявили в международный розыск. Обвинение Гатаевы по-прежнему отрицают и считают дело сфабрикованным.

В этом с ними солидарно правительство Финляндии. В конце апреля 2012 года финские власти предоставили семье Гатаевых политическое убежище. Таким образом был создан прецедент, когда одна страна ЕС предоставляет гражданам третьей страны убежище из-за преследований в другой стране ЕС. На евроордер Интерпола от Литвы на арест и доставку Гатаевых обратно в Литву финские власти ответили отказом (вновь создав прецедент), пояснив, что в их стране права человека и право на справедливый суд имеют первостепенное значение, и ставится выше законов ЕС и полицейских ордеров.

Главным вопросом в этой истории остается судьба шестерых несовершеннолетних детей Гатаевых, которые остаются в Литве.

По словам Малика Гатаева, уже больше трех лет его семье не удается с ними связаться:

– Меня даже пытались лишить статуса опекуна, хотя я получил его в России. Мы писали письма и президенту Грибаускайте, и уполномоченному по правам детей Литвы, встречались, еще будучи в Литве, с прошлым контролером по правам детей Риманте Шилавечюте – ничего не меняется. Каждый месяц я провожу пикеты у посольства Литвы в Финляндии, чтобы вернуть детей на родину или нам, как опекунам, но никакой реакции нет. Мы будем продолжать бороться за наших детей всеми законными способами, – заявил Малик Гатаев в интервью РС.

МИД России, по словам заместителя директора консульского департамента ведомства Андрей Подъелышев, тоже на ситуацию повлиять никак не может. При этом Подъелышев утверждает, что "вопрос находится под постоянным контролем МИД и посольства России в Вильнюсе".

В письменном ответе МИДа на запрос корреспондента РС говорится, что ведомство направляло в МИД Литвы несколько нот, которые остались без ответа. Без ответа, по словам Подъелышева, остались и запросы российского МИДа о встрече с детьми.
В МИД России также заявили, что "для решения вопроса о возвращении детей поддерживают контакты с уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым", не уточнив, однако, почему Павел Астахов не коснулся дела Гатаевых ни в одном своем публичном выступлении.

Получить комментарии у литовской стороны не удалось. Прокурор по делу Гатаевых в Каунасе Номеда Урбонавичене оказалась недоступна для комментариев, а сотрудник департамента госбезопасности Литвы Донатас Шумскис, услышав вопросы корреспондента РС, заявил, что не владеет русским языком и бросил трубку.

По словам независимого литовского журналиста Томаса Чиваса, дело Гатаевых незаслуженно обделяют вниманием. Между тем, считает Чивас, каждого должно насторожить то, что одна европейская страна не доверяет суду другой европейской страны и дает гражданам России политическое убежище - уже этот факт должен заставить людей попытаться вникнуть в тот клубок проблем, который остался после чеченской войны.

Правозащитник из Чечни Хеда Саратова знает семью Гатаевых более десяти лет:

– Малик и Хадижат Гатаевы относились ко всем сиротам, как к своим детям, и ни разу не подвергали их насилию. Сложно понять мотивы людей, которые не отдают им шестерых воспитанников. К сожалению, чиновники и Литвы, и России скорее преследуют поилитические цели, чем стараются помочь детям. Гатаевы всю жизнь делали прямо противоположное: они не занимали сторону в конфликтах, а лишь спасали детей.