Удивительный май

Май – вообще-то, месяц очень приятный. Наконец-то весна, наконец-то тепло – дождались! Листики! Травка! Одуванчики. И даже тополиный пух, наконец. И, конечно, праздники. 1-ое мая – день не очень-то понятный (что праздновать?), но все равно милый сердцу - по той же причине. И 9-ое мая с его фанфарами – один из немногих поводов для консолидации обычно столь разрозненного российского социума. Только настоящая демонстрация почему-то прошла не 1-го мая, а 6-го и закончилась совершенно удивительно: побоищем (впрочем, не так уж это и странно, если обратиться к истокам этой традиции, а не ориентироваться на ее тусклое и отраженное советское воплощение).
Но май-то в этом году был и вовсе особенный. Как гласит один из материалов на сайте социологической компании «Башкирова и партнеры», «среди любимых весенних праздников в этом году оказался еще один – возвращение Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации». И что же это был за праздник! Какие пустые улицы! Какие мощные зачистки! О битва при «Жан-Жаке», о сломанные руки… Один из пострадавших, главный редактор сайта «Грани.ру» Владимир Корсунский утверждает, что впервые столкнулся с новым видом живых существ. Они называются омоноиды. С виду они совсем как люди, но на самом деле это нечто вроде инопланетян, утверждает Корсунский. А какие блистательные провокации накануне! В общем, спецоперация, вне всякого сомнения, была богатая. Тут вот что удивительно: ведь кто-то, похоже, считает ее успешной?
Но тут-то и возникли «Чистые пруды» (в далеком прошлом, напомню, они назывались «Поганые пруды») – и, к вящему недовольству властей, принялись оправдывать свое историческое название. Остается только догадываться, почему лагерю удалось так долго продержаться. И, несмотря на его ликвидацию, все равно эти двойственные пруды свое дело сделали – единожды и навсегда, просто одним фактом своего недолгого существования. Меня, кстати, тамошняя публика несколько удивила. Я ожидала увидеть сплошь либералов-литераторов, компьютерщиков или, на худой конец, «офисный планктон», а обнаружила, помимо всего упомянутого, домохозяек и железнодорожного машиниста плюс ряд колоритных националистов. И совершенно удивительным образом слились в сознании одной из «чистопрудниц» два майских «праздника»: «Мы хотим свободного государства, чтобы та кровь, которую пролили за нас наши деды и прадеды на войне, не была напрасной», сказала в интервью Радио Свобода молодая женщина по имени Мила. Вот ради такого интервью не жаль и все ноги оттоптать, приставая к народу с микрофоном.
Может быть, и не стоило бы писать в таком вот духе о мае нынешнего года: в конце концов, все не так уж и весело. Но я вспоминаю лица гулявших 13-го мая на Чистых прудах. Я вспоминаю эфир программы «Общественное мнение» в тот же день. Мы говорили о разном, в том числе о злом и печальном, но у всех, сидевших в студии, были светлые лица, и все улыбались. Не это ли – примета нынешнего времени? Да и социологи отмечают, что массовые протестные акции в последнее время все больше приобретают характер мирных праздников, и именно потому таким диссонансом прозвучали 6-го числа жесткие силовые действия властей.
И напоследок, еще одно удивительное майское наблюдение, непосредственно связанное с общественным мнением. Одна моя знакомая, очень пожилая женщина, живущая в деревне (по национальности своей, замечу, испанка – из тех самых испанских детей) сидит 9-го мая у себя в избушке и смотрит по телевизору парад Победы. На столе при этом горят две церковных свечки. И говорит эта женщина своему сыну: «Ты только не вздумай сегодня работать, сегодня – большой праздник…»