Поэты недовольны ОМОНом

Оппозиционная прогулка с поэтами и чтения у памятника Осипу Мандельштаму

В центре Москвы у памятника Осипу Мандельштаму вечером - поэтические чтения "Стихи на улицах – против ОМОНа на улицах".

Один из организаторов акции Антон Нестеров пишет на странице в социальных сетях, посвященной чтениям:

"Поэты собираются почитать стихи у памятника Мандельштаму. Потом предполагается дойти до Баррикадной и почитать стихи там. Присоединяйтесь! Это город для горожан, а не ...президентских кортежей...

Не надо недооценивать противника – однако покуда власть последовательно демонстрирует свою бездарность. Ответом протестного движения на это может быть демонстрация профессионализма. У оппозиции нет программы? Есть: умение делать то, что мы – в своей родной, профессиональной зоне, – умеем делать лучше других. Нам не нравится политика власти в области образования? медицины? бизнеса? Давайте создавать островки вменяемости – и делиться опытом. Точечные волонтерские, просветительские, образовательные (мы знаем разницу между, правда?) действия, движения – в ответ на ситуацию.

...Давайте наполним пространство своими смыслами: открытые лекции, чтения стихов на улице, мобильные выставки – это несимметричный ответ власти. За нами – будущее и его понимание, вырастающее именно из этого. Не просто взаимодействие с лучшими из протестантов – как чтение стихов или спектакли для ОккупайАбай – но работа с горожанами в целом – нам надо ПОКАЗАТЬ, что именно мы предлагаем как будущее этой страны: структурирование смыслов в ответ на деструктивные действия власти".

Прогулка с поэтами



Одним из участников чтений будет поэт, историк философии, переводчик Константин Бандуровский. Вот что он сказал в интервью Радио Свобода:

– Эти чтения не предполагают выражения каких-то определенных политических позиций. Там соберутся люди, которые придерживаются самых разных политических взглядов. И нас всех, и меня заботит, что сейчас создаются проблемы с тем, что люди могут просто ходить по своему собственному городу, собираться, читать стихи, спорить, в том числе и спорить на политические темы. Лично меня на это толкнул вполне конкретный случай. Я человек, который не очень любит активную политическую деятельность. У меня нет ни малейшего желания принимать участие в каких-то активных акциях. Но меня подтолкнуло к этому то, что не так давно в полицию забрали моего учителя Анатолия Ахутина. Он стоял около памятника Пушкину – без каких-либо ленточек, лозунгов, совершенно один, не в группе. Это достаточно пожилой человек, известный философ. Тем не менее, его забрали вечером, продержали 6 часов, ночью выпустили. Это, мне кажется, совершенно возмутительный случай. В общем-то, трудно сидеть дома, поэтому и созрела такая идея.

– Что вы собираетесь читать?

– Скорее, мы собираемся продемонстрировать нашу готовность это делать. Задача заключается не в том, чтобы прочитать стихи на какую-то тему или какие-то конкретные стихи, а просто сам факт того, что люди собрались и читают стихи. Читать там будут стихи самые разные. Это не обязательно какая-либо гражданственная лирика, но даже и не гражданственная лирика все равно свидетельствует о каких-то наших взглядах на проблему. Слушатель там ничуть не менее важную роль играет, чем поэт. Очень многие, довольно хорошие, известные поэты собираются туда прийти – не для того, чтобы что-то почитать, а просто послушать и дать возможность другим людям что-либо сказать. Я думаю, что я, скорее всего, либо воздержусь, либо, если буду читать, прочитаю какое-либо чужое стихотворение – тех людей, которые хотели бы прийти, но по тем или иным причинам этого сделать не смогут.

– Вы занимаетесь философией, вы переводите Фому Аквинского. Насколько велик разрыв между вашими занятиями и нынешней политической активностью в Москве? Насколько это интересовало вас до того, как задержали вашего учителя?

– Я не участвую в политической активности не столько по каким-либо философским соображениям, – сколько, скорее, по личным. Просто я по натуре такой человек, который не очень любит большие толпы людей, массовые перемещения, лозунги, выступления и тому подобное. Я более люблю одиночество.

Что касается моей профессиональной деятельности, то, думаю, что она ни в коей мере не противоречит политической активности, а как раз напротив, мне представляется, что философия сейчас – самая важная точка, в которой происходят политические события. Собственно говоря, философ или историк философии, который переводит какие-либо тексты, пишет что-либо, преподает, он занимается в самом прямом смысле самой что ни на есть активной политической деятельностью. Собственно, прочитать лекцию по философии – это гораздо более важно, с точки зрения политической, чем, скажем, поучаствовать в митинге. Поэтому я предпочитаю на митинги не ходить.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".