Московские художники, вслед за писателями, намерены 19 мая прогуляться по бульварам российской столицы. 25 человек подготовили акцию "Кочевой музей современного искусства". Власти города согласовали проведение акции при условии, что она не будет превращаться в митинг или политическое шествие.
"Демократическое, открытое общество не может существовать без объектов современного искусства в городской среде. Современное искусство – язык мыслящих, образованных людей, реагирующих на то, что они видят и вокруг себя", – заявил в интервью РС один из организаторов акции Юрий Самодуров:
– Так распорядилась история, что эта акция проходит через неделю после "прогулки" литераторов и 20 тысяч сопровождающих их читателей по Бульварному кольцу. Мы тоже идем по Бульварному кольцу, но в противоположную сторону – не от Пушкина к Грибоедову, а примерно от Грибоедова к Пушкину. Мы придумали наше шествие по бульварам с экспонатами, которые художники сами везут на тележках, еще в марте. Но нам подфартило в том плане, что если бы не было "прогулки" литераторов, не было бы всех событий, которые произошли, конечно, такого внимания к этому бы не было. А вот теперь внимание громадное. Мы выйдем к Страстному бульвару со стороны Милютинского переулка и пройдем с 30 экспонатами, которые везут более 40 авторов.
– Это акция современного искусства, политическое мероприятие или акция гражданского протеста?
– Открытое демократическое общество (прошу прощения за эти избитые слова) не существует и не может существовать по определению без современного искусства в городской среде. Потому что современное искусство – это искусство мыслящих, образованных людей, которые хотят и способны реагировать на окружающее их, не только реагировать плакатами "пойдем на Кремль" или "пойдем от Кремля", но и выражать свое отношение в пластической, визуальной форме. Наша культура вся основана на слове. За слово в нашей культуре люди шли на костер, шли в лагерь, и это понятно. Слова – это наше все. Визуальные образы, визуальное искусство – это почти ничто.
Мы считаем, что современный мир невозможен без визуальных сигналов, без визуальной трансляции того, что для людей важно. Смысл нашего присутствия на земле – не религиозный, который выражает облик православных, католических храмов, а совершенно другие моменты, которые другим образом представить невозможно. Никакая пластика, никакая скульптура, памятники – мои любимые Пушкин, Щепкин, Островский – не передают этого. Это искусство, которое дает образ того, кем мы хотим стать, кем мы хотим в обществе быть, что нам не нравится, что нравится, что нас восхищает. Каждый день мы ходим по городу и наталкиваемся взглядом все время на то, что хочется чертыхнуться, отвернуться, но мало что вдохновляет. Так вот, искусство – это то, что должно и может вдохновлять, может говорить о чем угодно.
Художники, как мне кажется, хотят завоевать место (и я, как художник, хочу, чтобы это место возникло), чтобы отношение к современному искусство было таким: это не предмет скандалов, провокаций, судебных процессов или вкладывания капиталов, больших продаж, это прежде всего форма выражения того, что чувствуют образованные, мыслящие люди, что для них важно. Идем-то мы не с плакатами, идем-то мы с визуальными, пластическими работами! Конечно, как в любой экспозиции куратор выстраивает какой-то смысл этой экспозиции. Он у нас задорный, острый. У нас есть начало, есть конец, есть то, с чем мы хотим расстаться в нашей жизни, то, что это визуализирует, чтобы это уехало от нас, и образ того, чему мы можем быть рады, какой мы хотим видеть жизнь.
– В этой акции принимают участие молодые художники?
– Самые молодые – это ученики 11-го класса, их несколько человек, знаменитая 109-я московская школа, ее директор – Евгений Ямбург. Они сделали несколько замечательных объектов. Например, супертанк, который проползет по бульварам. Они же сделали самый эротический объект этого шествия, я его еще, правда, не видел, но его название "Интерактивная любовь" говорит само за себя. Участвует в акции Елена Мунц, автор памятника Мандельштаму (вместе с Дмитрием Шаховским), который не так давно появился в Москве. Она сделала такой объект "Россия, встающая с колен". Надо сказать, что Россия настолько резко встала с колен, что она оказалась вверх ногами.
"Демократическое, открытое общество не может существовать без объектов современного искусства в городской среде. Современное искусство – язык мыслящих, образованных людей, реагирующих на то, что они видят и вокруг себя", – заявил в интервью РС один из организаторов акции Юрий Самодуров:
– Так распорядилась история, что эта акция проходит через неделю после "прогулки" литераторов и 20 тысяч сопровождающих их читателей по Бульварному кольцу. Мы тоже идем по Бульварному кольцу, но в противоположную сторону – не от Пушкина к Грибоедову, а примерно от Грибоедова к Пушкину. Мы придумали наше шествие по бульварам с экспонатами, которые художники сами везут на тележках, еще в марте. Но нам подфартило в том плане, что если бы не было "прогулки" литераторов, не было бы всех событий, которые произошли, конечно, такого внимания к этому бы не было. А вот теперь внимание громадное. Мы выйдем к Страстному бульвару со стороны Милютинского переулка и пройдем с 30 экспонатами, которые везут более 40 авторов.
– Это акция современного искусства, политическое мероприятие или акция гражданского протеста?
– Открытое демократическое общество (прошу прощения за эти избитые слова) не существует и не может существовать по определению без современного искусства в городской среде. Потому что современное искусство – это искусство мыслящих, образованных людей, которые хотят и способны реагировать на окружающее их, не только реагировать плакатами "пойдем на Кремль" или "пойдем от Кремля", но и выражать свое отношение в пластической, визуальной форме. Наша культура вся основана на слове. За слово в нашей культуре люди шли на костер, шли в лагерь, и это понятно. Слова – это наше все. Визуальные образы, визуальное искусство – это почти ничто.
Мы считаем, что современный мир невозможен без визуальных сигналов, без визуальной трансляции того, что для людей важно. Смысл нашего присутствия на земле – не религиозный, который выражает облик православных, католических храмов, а совершенно другие моменты, которые другим образом представить невозможно. Никакая пластика, никакая скульптура, памятники – мои любимые Пушкин, Щепкин, Островский – не передают этого. Это искусство, которое дает образ того, кем мы хотим стать, кем мы хотим в обществе быть, что нам не нравится, что нравится, что нас восхищает. Каждый день мы ходим по городу и наталкиваемся взглядом все время на то, что хочется чертыхнуться, отвернуться, но мало что вдохновляет. Так вот, искусство – это то, что должно и может вдохновлять, может говорить о чем угодно.
Художники, как мне кажется, хотят завоевать место (и я, как художник, хочу, чтобы это место возникло), чтобы отношение к современному искусство было таким: это не предмет скандалов, провокаций, судебных процессов или вкладывания капиталов, больших продаж, это прежде всего форма выражения того, что чувствуют образованные, мыслящие люди, что для них важно. Идем-то мы не с плакатами, идем-то мы с визуальными, пластическими работами! Конечно, как в любой экспозиции куратор выстраивает какой-то смысл этой экспозиции. Он у нас задорный, острый. У нас есть начало, есть конец, есть то, с чем мы хотим расстаться в нашей жизни, то, что это визуализирует, чтобы это уехало от нас, и образ того, чему мы можем быть рады, какой мы хотим видеть жизнь.
– В этой акции принимают участие молодые художники?
– Самые молодые – это ученики 11-го класса, их несколько человек, знаменитая 109-я московская школа, ее директор – Евгений Ямбург. Они сделали несколько замечательных объектов. Например, супертанк, который проползет по бульварам. Они же сделали самый эротический объект этого шествия, я его еще, правда, не видел, но его название "Интерактивная любовь" говорит само за себя. Участвует в акции Елена Мунц, автор памятника Мандельштаму (вместе с Дмитрием Шаховским), который не так давно появился в Москве. Она сделала такой объект "Россия, встающая с колен". Надо сказать, что Россия настолько резко встала с колен, что она оказалась вверх ногами.