"Товарищ Монро"

Ирина Лагунина: В российский и европейский прокат вышла документальная лента Людмилы Темновой «Мэрилин Монро в стране Достоевского». Одновременно по интернету разнеслась сенсация, рассказанная в картине: оказывается, Мэрилин Монро была агентом КГБ под кодовым именем «Маша», тайно посещала Москву и мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых». В нашей регулярной рубрике «Шпионские страсти» Владимир Абаринов и Александр Васильев обсуждают эту романтическую историю.

Владимир Абаринов: Сюжет с секретным посещением Мэрилин Монро Советского Союза - не новость. Он впервые появился на страницах русского «Плейбоя» еще в апреле 2000 года. Номер вышел тогда с фотографией Мэрилин и многообещающим анонсом на обложке: «Сенсация! Советский любовник американской звезды. Тайный визит Мэрилин Монро в Москву. Рассекреченные фотоматериалы». В «рассекреченных фотоматериалах» рядом с Монро на фоне московских достопримечательностей позирует импозантный красавец в шляпе и пальто с поднятым воротником. В тот раз обольстителя звали Вадимом Викторовичем. Молодой авантажный сотрудник советской миссии при ООН будто бы познакомился с Монро в июле 1959 года в Нью-Йорке «на одном из приемов, организованных под эгидой Демократической партии», а потом бывал у нее на квартире в отсутствие супруга, драматурга Артура Миллера.

Нью-йоркский адрес в интервью указан правильно – 57-я Ист, а вот сроки мнимого визита в Москву – февраль 1960 года – сразу выдают подделку. Дело в том, что как раз в то время Мэрилин снималась в фильме «Давай займемся любовью», но пребывала далеко не в лучшей своей форме, постоянно срывала съемки, и в конце концов юристы студии XXth Century – Fox составили бумагу, в которой тщательно перечислили все случаи срыва графика по вине Монро. Из этого документа явствует, что 11 февраля – день, когда, по словам Вадима Викторовича, влюбленная пара встретилась в Нью-Йорке, чтобы вместе лететь через Прагу в Москву – Монро как раз была на студии, хотя и не смогла работать по нездоровью.

Но «Плейбой» и не выдавал свою байку за правду: рассказ Вадима Викторовича был напечатан с пометкой «вымышленная история». Людмила же Темнова утверждает, что ее рассказ подлинный.

Александр, изложите версию Темновой.

Александр Васильев: История тут такая. По версии Людмилы Темновой, советского разведчика, который работал в Америке под дипломатической крышей, звали Вячеслав Егоров. С Мэрилин Монро Егоров якобы познакомился в сентябре 1959 года в советском посольстве в Вашингтоне на приеме по случаю визита Никиты Хрущева в Соединенные Штаты. Действительно, 16 сентября Хрущев дал в посольстве обед в честь президента США Эйзенхауэра. Но Мэрилин Монро там не было. Ее представили Хрущеву тремя днями позже в Голливуде на обеде, который устроила в честь советского вождя студия XXth Century – Fox.

Теперь по поводу поездки Мэрилин в Советский Союз. Насколько я понимаю, Людмила Темнова утверждает, что в Москву актриса будто бы летала в январе 1960 года, когда у нее возник десятидневный перерыв в съемках. Эти 10 дней, проведенные в советской столице с любимым чекистом, якобы потрясли ее внутренний мир. Но у меня возникает чисто практический вопрос: если Мэрилин ездила в Советский Союз, то по какому паспорту? Неужели в ее американском паспорте стояла отметка о въезде в страну Советов? Хорошо, допустим, ее можно было перебросить в Советский Союз из Чехословакии или ГДР на военном самолете с какой-нибудь советской военной базы и таким образом вообще никаких отметок не ставить. И потом таким же путем вернуть ее назад. Но тогда у нее должна быть отметка о посещении какой-то социалистической страны, что само по себе тоже сенсация – Мэрилин Монро побывала за "железным занавесом". Или она ездила по фальшивому паспорту на другую фамилию? Женщина, которую знают во всем мире, в том числе и таможенники. Мне это непонятно.

Владимир Абаринов: Я хорошо знаком с графиком Мэрилин в этот период – как я уже сказал, скрупулезное расписание составлено юристами студии на случай, если придется судиться из-за неустойки.

Январь 1960-го – один из самых трудных периодов в жизни Мэрилин. Ее лучшие роли были позади, карьера клонилась к закату, но она этого еще не понимала. Брак с Артуром Миллером шел под откос полным ходом. У него тоже был творческий кризис. С ней ему не писалось, оставить ее одну он не решался. Оба супруга посещали психоаналитиков. Мэрилин сидела на антидепрессантах. Работа над картиной не ладилась. Посмотрев пробы, режиссер Джордж Кьюкор пришел в ужас. Иногда она приезжала на студию в невменяемом состоянии, язык у нее заплетался, она не могла запомнить больше одной короткой фразы. И постоянно отменяла съемку, ссылаясь на плохое самочувствие. А график поджимал, сразу после Кьюкора она должна была сниматься на United Artists у Джона Хьюстона в фильме «Неприкаянные» по сценарию Миллера, который он все никак не мог довести до ума.

4 января она появилась в павильоне для примерки костюма, спустя 20 минут уехала. 6 января пыталась репетировать, но через полчаса покинула студию. Двумя днями позже ее агент позвонил на студию и попросил отложить съемки на 10 дней. 16 января она вместе с мужем появилась на приеме для прессы по случаю прибытия в Голливуд ее партнера – Ива Монтана. По общему признанию, выглядела она обворожительно, была в прекрасном настроении, улыбалась. Вот так объясняется тот эмоциональный подъем, который Людмила Темнова приписывает двум упоительным суткам, проведенным на подмосковной номенклатурной даче с русским любовником. Вскоре у Монтана и Монро вспыхнет бурный роман.

У продюсеров отлегло от сердца. Миллер, который все никак не мог улететь в Ирландию к Хьюстону для работы над сценарием, заказал билет на 3 февраля. Однако в тот же день все рухнуло: около 5 часов пополудни студии сообщили, что Мэрилин завтра на съемку не приедет. Миллер опять отменил поездку.

Вот в эти-то девять дней, с 7 по 15 января, Темнова и вставила поездку в Москву. Здесь в хронологии действительно пробел. Точных сведений о том, чем занималась Мэрилин в этот промежуток, нет. Всего вероятнее, не выходила или почти не выходила из своего бунгало на территории отеля Beverly Hills. Но нет и подтверждений, что Миллер в эти дни куда-то отлучался. Ее должны были видеть горничные, официанты, визажист, парикмахер, секретарь. Она перезванивалась со своими агентами. Исчезновение было бы замечено, и голливудские кумушки мгновенно разнесли бы слух по всей округе. Кроме того, именно в эти дни у нее появился новый постоянный психоаналитик Ральф Гринсон, которого она посещала ежедневно.

И все-таки теоретически ее отлучки нельзя исключать. Александр, зачем Мэрилин Монро вообще могла понадобиться советской разведке?

Александр Васильев: Да ни за чем. От такого человека, как Мэрилин Монро, советская разведка держалась бы подальше. Давайте отложим в сторону журнал "Плейбой" и посмотрим на эту женщину с оперативной точки зрения. Вопрос первый: зачем ее вербовать? Доступа к ценной информации у нее нет. Да, она знакома с ведущими американскими политиками, но неужели у кого-то возникнет мысль о том, что свои контакты Мэрилин будет использовать в интересах КГБ? Еще один вопрос: как с ней поддерживать регулярную оперативную связь? Как проводить тайные встречи? Мэрилин Монро связана не только с политиками, но и с мафией, значит можно предположить, что за ней следит ФБР, как на самом деле и было. И не будем забывать о журналистах. Как вы будете проводить оперативные встречи с такой женщиной?

Теперь вопрос о дисциплине. Я имею в виду не только строгое подчинение разведчику, который с ней работает. У агента должен быть порядок в голове, должна быть самодисциплина, а у КГБ должна быть уверенность в том, что она не будет болтать о своей секретной работе под воздействием наркотиков или стакана виски. Если Мэрилин Монро срывала съемки в Голливуде, то уж тем более она сорвет и разведывательную работу, и все дело кончится большим скандалом.

Владимир Абаринов: Людмила Темнова намекает даже на дочь, которая будто родилась от этого мезальянса, так что с нетерпением ждем теперь продолжения. Кроме того, по словам Темновой, вопрос о визите Монро обсуждался на высшем политическом уровне в Москве, Хрущев якобы называл ее «товарищ Монро» и в конце концов отказался от идеи агентурного использования, но ухватился за идею пропагандистской акции с участием Монро. Александр, вы верите в это?

Александр Васильев: Теоретически Мэрилин Монро действительно можно было бы использовать в пропагандистских целях в качестве агента влияния, но для этого ее не надо вербовать. Если у Мэрилин были симпатии к Советскому Союзу или, допустим, к режиму Кастро на Кубе, то пусть бы она выступала с соответствующими заявлениями или даже ездила бы туда. Как, например, Джейн Фонда ездила во время войны во Вьетнам и выступала там с пацифистскими заявлениями. Но тогда контакт с Мэрилин Монро поддерживался бы не резидентурой КГБ в США, а на гораздо более высоком уровне, хотя бы на уровне советского посла в Вашингтоне. И встречи с ней проводились бы открыто. Ведь никто, по-моему, всерьез не подозревал Джейн Фонду в том, что ее завербовала вьетнамская разведка. В таких случаях должно следовать правилу: если человек делает что-то полезное для вашей страны по собственной инициативе и делает это открыто, то разведка должна держаться от него как можно дальше, чтобы не навредить.

В общем, вся эта история вызывает у меня сомнения. Хотелось бы посмотреть архивные документы по этому делу, но проблема в том, что архивы в России закрыты для исследователей, и настоящая история советской разведки не написана. Впрочем, я думаю, что нынешние российские власти такое положение вполне устраивает. Вакуум заполняется рассказами про то, как доблестные советские разведчики вербовали голливудских суперзвезд или другими подобными сенсациями. И это способствует созданию героического образа российского чекиста.