Новый сезон ЕГЭ: взрослым тяжелее, чем детям

Психологи уверены - дети уже привыкли к новому формату экзаменов, теперь нервничают только родители и педагоги

С 28 мая начинается итоговая аттестация выпускников российских школ. В этот день одиннадцатиклассники сдают экзамены по выбору – информатику и ИКТ, биологию, историю, 31 числа – экзамен по русскому языку.

Для проведения экзамена подготовлено 8 тысяч пунктов и 13 с половиной тысяч наблюдателей. Что касается видеонаблюдения и установки специальных проверяющих рамок, эти меры оставлены на усмотрение региональной администрации, в федеральных правилах закреплены только размеры штрафов, категорический запрет на мобильные телефоны и наказание для тех, кто опубликует в сети результаты тестов.

За несколько лет к единому государственному экзамену привыкли, признали его достоинства и осознали недостатки как чиновники, так и учителя. Несмотря на то, что контрольно-измерительные материалы по некоторым предметам продолжают год от года меняться, структура экзамена вопросов не вызывает. Похоже, к новой системе оценивания приспособились все.

Руководитель московского отделения Федерации психологов образования России Ирина Умняшова в интервью Радио Свобода рассуждает о том, насколько изменился психологический климат экзаменов с новой формой их проведения:

– Форма экзамена изменилась не сегодня, поэтому в большинстве случаев выпускники уже к ней готовы. Практически 9-ый, 10-ый, 11-ый класс учатся сдавать именно такую форму. Поэтому выпускники с этой ситуацией совершенно адекватно справляются. Единственное, прибавилось тревоги со стороны взрослых людей, со стороны родителей, потому что именно по результатам ЕГЭ определяется возможность поступать в университеты. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок набрал побольше баллов. Ситуация тревожна и для педагогов, потому что их деятельность оценивают по результатам этого экзамена, и это может влиять и на стимулирующие надбавки, и на продолжение трудовых отношений. Поэтому нервозность взрослых автоматически передается и ребятам.

– Теперь дети сдают экзамен в чужой обстановке. Это не всегда родные стены школы, не всегда одноклассники – непривычная среда.

– Так же как и мы сдавали экзамены в вузы – тоже в чужих стенах, с чужими людьми, с чужими преподавателями. Насколько я знаю нормативную базу, каждый сдающий экзамен имеет право обратиться к наблюдателю для устранения тех или иных помех, которые мешают ему лично в работе. Все на месте решают наблюдатели. И ученик старших классов имеет право подать на апелляцию, и очень часто споры решаются именно в пользу ребенка.

– Почти полицейские меры обеспечения безопасности и честности проведения ЕГЭ нервируют детей? Ребенок должен соображать и что-то писать очень быстро под взглядами наблюдателей, зная, что он находится под видеонаблюдением. Наверное, это рождает некий дискомфорт?

– Эти меры, с одной стороны, обеспечивают некие равные условия всем выпускникам. С другой стороны, как изымать эти мобильные телефоны или производить какое-то обыскивание, что может нарушать права человека? В принципе, ситуация аттестации всегда тревожна для всех, это естественно, это нормально. К этому тоже морально готовятся старшеклассники. Они же знают, куда они идут, они знают, что такие требования есть. То есть намного важнее, чтобы была настоящая подготовка до экзамена. Во время самого экзамена уже сложно чем-то выпускнику помочь.