Минский маршрут Владимира Путина

Владимир Путин и Александр Лукашенко

Первый зарубежный визит после вступления в должность президент Российской Федерации Владимир Путин наносит в Белоруссию. В Минске Путин пробудет с 31 мая по 1 июня.

Высшее руководство Белоруссии к приезду главного союзника готовится чрезвычайно ответственно: президент Александр Лукашенко поручил правительству проработать ряд новых направлений, которые бы вывели российско-белорусские отношения на принципиально новый уровень.

Обеспечить встречу президента России на высшем уровне Александр Лукашенко поручил премьер-министру Михаилу Мясниковичу и министру иностранных дел Сергею Мартынову. Чиновникам приказано наполнить визит Владимира Путина новым содержанием, придав дополнительный импульс союзническим отношениям. Во время разговора с главой внешнеполитического ведомства Лукашенко четко очертил государственные приоритеты на современном этапе: продолжающаяся конфронтация с Западом будет компенсирована дальнейшей интеграцией с восточным соседом:

– У нас ряд знаковых событий, к которым надо готовиться. Прежде всего, я хотел бы услышать о подготовке к официальному визиту президента Российской Федерации. В данном случае меня не организационные моменты интересуют, а некие новые направления (такую задачу я премьер-министру ставил) сотрудничества с Россией. Чтобы мы могли обсудить серьезно, мы об этом договаривались в Кремле с Владимиром Владимировичем Путиным. Также хотел бы услышать, какова ситуация у нас на европейском направлении. Я все больше слышу заявлений, что европейские дипломаты здесь ждут некой амнистии опять, поднимая речь о политзаключенных. Я сразу хочу публично сказать, что к этой теме я больше не возвращаюсь. Свою позицию я не вижу оснований менять, мы ждем конкретных шагов от Запада. Ждать опять этой игры на старых инструментах по старым нотам я не собираюсь, – заявил Лукашенко.

Ясности относительно планов Путина не было до последнего момента. Сначала предполагалось, что первой страной, которую он посетит в должности президента, станут Соединенные Штаты. Российский лидер был приглашен в США на саммит "Большой восьмерки" 18-19 мая, однако в итоге за океан отправился премьер-министр Дмитрий Медведев. Также не исключалось, что первый международный визит Путина состоится в Казахстан: по крайней мере, он принял приглашение Нурсултана Назарбаева посетить с визитом Астану 25 мая – в день 20-летия договора между двумя государствами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Но Казахстан снова взял на себя Медведев. Полностью запутав общественность, Путин, в конечном счете, остановился на Белоруссии. Однако, как говорит политический обозреватель Роман Яковлевский, особого подтекста в этом искать не стоит: Минск – лишь транзитная точка на пути Путина в издавна любимую Германию:

– Путин в своем чекистском стиле все свои действия обрамляет как спецоперацию. То есть, никто ничего толком не может сказать, что будет завтра. Поэтому и все эти гадания – куда он раньше поедет. И то, что первый визит выпал не в Астану, как многие полагали, а в Минск, вовсе не потому, что Лукашенко так значим для Путина, а из-за графиков германского канцлера и нового французского президента, с которыми Путин собирается встретиться. То есть, он в Белоруссии лишь проездом. А Лукашенко нервничает, потому что ничего не ясно. Все его лобби в Москве Путиным нейтрализована. И у него нет абсолютно точной информации о намерениях Путина. А намерения, если по простому говорить, это не инкорпорация Белоруссии в Россию, а элегантная колонизация. Другими словами, приобретение крупным российским капиталом самых доходных, лакомых кусков белорусской экономики, – утверждает Роман Яковлевский.

Аналитики говорят о все большей схожести лидеров России и Белоруссии. Оба решили поставить рекорды нахождения у руля государства, оба подгоняют под удобные лекала вертикаль власти и активно сражаются с инакомыслием. По мнению экспертов, Лукашенко, беспрерывно находясь у власти вот уже 18 лет, во многом стал наглядным пособием для Путина, который с двух заходов также не прочь догнать президентский стаж до 20 лет. Тем не менее, как считает политический обозреватель Роман Яковлевский, вряд ли России грозит тотальная лукашенизация – прежде всего, подобного сценария не допустит российское общество:

-- Путин уже перенял то, что называется вертикалью власти. Но на сегодняшний день существенное отличие вертикали власти путинской от лукашенковской, как становится все более очевидно, в том, что путинская вертикаль все же не "стоит". Эффективность не та. Это связно и с масштабами страны, да и что бы кто ни говорил, но в России есть и внесистемная, и системная оппозиция, существует относительный допуск к СМИ. В Белоруссии ничего подобного нет, поэтому что-то сравнивать сложно. Дух авторитаризма, безусловно, присутствует, и в этом их схожесть. Но если Лукашенко все больше склоняется к тоталитарному правлению, то в России дальше авторитарного вряд ли что-то получится. В силу многих обстоятельств, в том числе благодаря гражданской активности в Москве и Санкт-Петербурге, где во многом определяется внутриполитическая ситуация в России. О Белоруссии так говорить нельзя, потому что фактически оппозиции как таковой не существует, а что касается оппозиции в парламенте, пусть даже декоративной, то "справедливой Белоруссии" или "либеральных демократов белорусских" в парламенте нет, – говорит Роман Яковлевский.
По мнению белорусских политологов, сейчас для Александра Лукашенко важно выяснить, насколько решительно новый старый президент России намерен взяться за Белоруссию. В условиях международной изоляции у белорусского лидера весьма ограничено поле для маневра, поэтому, уверены аналитики, Лукашенко ничего не останется, как демонстрировать гостю полную лояльность. По крайней мере, кротость союзника должна смягчить хозяина Кремля хотя бы на некоторое время. Ведь главное для Лукашенко – избежать войны на два фронта.